Места Силы в Херсонесе

В «Географии» Страбона (1 ст. н.э.) указано, что древнее поселение херсонеситов находилось между Казачьей и Голубой бухтами, на перешейке мыса Маячный. Оно так и именуется среди историков и краеведов — «Страбонов» Херсонес.

«Если плыть дальше вдоль (крымского) побережья, следует выдающийся в море… большой мыс… На этом месте расположен город гераклейцев, который… называется Херсонесом…

Затем следуют Древний Херсонес, лежащий в развалинах, и потом гавань с узким входом, где тавры обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством. Эта гавань называется Симболон Лимен («сигнальная гавань»)…» (Strabo, VII, 4, 2).  

Это конечно интересно и мы еще вернемся к теме древнего Стабонова Херсонеса. Его так же называли и Малым Херсонесом, подразумевая что есть Большой Херсонес, который нас и интересует.

Но, нам это будет интересно только лишь потому, что Малый и Большой Херсонес были хотя и удалены, но являли собой одно целое. И вот почему…

Начнем с того, что принято считать возникновение названия от древнегреческого слова херсонес (Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος), означавшего в переводе «полуостров». Если предположить, что могло быть иначе и не название возникло от слова, а греческое слово возникло от названия? В летописях Древней Руси Херсонес назывался Корсунью или Хорсунью.

Если же мы вспомним, что древнеславянской мифологии фигурирует бог Хорс (Хърс), то можем сличить звучание Херсонес-Херсон-Хорсунь-Хорс-Гор. 

Имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце».

А если мы сопоставим этот факт с тем, что тавры использовали санскрит как общий язык и часть населения горного Крыма того периода была индо-иранского происхождения, то можем понять, как возникло сочетание наименования города и имени древнеарийского божества. 

Подробнее об ариях…

И древнеславянский Хорс и древнеегипетский Гор были богами Солнца, олицетворяя собой само Солнце и его свет и тепло, которым наделяется Земля и без которых не будет той жизни, которая нам известна.

Вот и получается, что Херсонес — это город Хорса-Солнца, отражение имени которого фигурирует в самом названии поселения.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идол Корса (Хорса) близ Пскова:

«Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются.

Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч».

Считается, что в этом описании имена идолов вымышлены. Идентификация Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительна, так как обычно в образе громовика-змееборца выступает Перун.

Вместе с тем, возможно идентифицировать Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом.

Он, действительно, каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображен крест, похожий на христианский. 

Следует еще учесть, что для тавров территория нынешнего Геркалейского полуострова, на котором расположился современный Севастополь, была священна. От Балаклавы до Инкермана тянулась насухо сложенная из бутового камня стена, высотой и шириной около 2-х метров.

Неоднократные попытки древних греков-гераклейцев, считавших себя потомками Геракла, стремившихся захватить силовым вмешательством эту территорию, в конце концов увенчались успехом и на месте древнего мегалитического комплекса, раскинувшегося от мыса Маячного до Фиолента и Инкермана, появилось множество «древнегреческих» усадеб, которые частично сохранились и по сей день.

Много тайн хранит Гераклейский полуостров. Взять хотя бы священные колодцы, которым в давние времена греки воздавали почести и считали неприкосновенными. Часть из них находится на территории заповедника «Херсонес Таврический». Но прежде исследуем места Силы (энергоактивные зоны) на территории нынешнего заповедника.

Места Силы в Херсонесе

Итак, наиболее интересные места. Войдя на территорию через главный вход, сворачиваем направо и пройдя мимо смотровой площадки, спускаемся к его крепостным стенам, построенным в 400 году до н.э. 

Нашему взору откроются частично сохранившиеся фундаменты строений той эпохи, среди которых мы увидим несколько наиболее интересных объектов. 

Места Силы в Херсонесе

Здесь находится один из колодцев, водоизмещение которого до нескольких тон, которые в первые века греки обожествляли, а впоследствии стали использовать для сбора воды, т.к. она в них сохраняла свои свойства.

По форме такие колодцы напоминают амфору и электромагнитное поле, которое формируется в них при определенных обстоятельствах (должно быть закрыто отверстие) соответствует полю тора или шаровой молнии.

Места Силы в Херсонесе

Но рядом находится объект, куда интереснее. Это не высокая гранитная форма, закругленная в виде полусферы в верхней части, являвшая собой прототип омфала — центра (пупа) Земли. 

Омфалом (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) назывался древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли. Этот посвящённый Аполлону камень хранился в его храме (Омфалион) и имел вид монолитной глыбы. 

Места Силы в Херсонесе

Этот был найден при раскопках и установлен там, где находится сейчас совершенно случайно. Однако, мы ведь понимаем, что ничего случайного во Вселенной быть не может.

И нахождение омфала на территории древнего Херсонеса в данный момент в этом месте — тоже не случайно. Не важно, верим мы в случайное или закономерное, Единое от этого не меняется.

Мы лишь можем научиться наблюдать за происходящим и когда поймем принцип формирования реальности, сможем самостоятельно корректировать свою действительность, но не создавая ее такой, какой бы нам хотелось ее видеть, а став одним целым с ней, став самой действительность.

В храмах всех религий есть алтари. Алтарь — это место соединения Неба и Земли.

Слово алтарь возникло от другого слова — Алатырь, что следует интерпретировать как Аллы — Бог, тыр, тырить — стяжать, соединять.  

В Голубиной книге алатырь ассоциируется с алтарем, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования.

Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.

Вторая часть слова омфал соответствует слову Фа́ллос или фалл (др.-греч. φαλλός) — символическое изображение эрегированного пениса, предмет культа многих языческих религий. 

Места Силы в Херсонесе

Как правило, такие изображения символизируют мужское плодородие и начало новой жизни. А это означает что омфал — мегалит фаллической формы, символизирующий собой мужское начало Вселенной, воссоединяющий в том пространстве, где он расположен гармонию мужского и женского начал.

Такое же значение несут в себе и менгиры — прямостоящие камни. Техническое назначение менгиров предусматривало привлечение энергии из вне в энергосистему планеты для восстановления баланса.

Более детально с этим можно ознакомиться в статье «МЕГАЛИТЫ ТАВРИДЫ«.

Наша прогулка по Херсонесу будет сочетать в себе и осмотр исторических достопримечательностей и посещение энергоактивных зон Херсонеса, посредством которых и будет происходить постепенное внутреннее преобразование.

Обычно, в работе на этом маршруте я подбираю комбинации различных мест, частоты которых соответствуют цели самой встречи и решаемым при этом задачам.

Поэтому не возможно описать полностью весь процесс прохождения по маршруту, т.к. каждая встреча индивидуальна и не повторима. Но основные и самые интересные вы сможете посетить самостоятельно.

И ближайшие из них — это храм с аркасолиями и башня Зенона.

Места Силы в Херсонесе

Это типичная раннехристианская базилика, что в переводе с греческого означает дом базилевса, дом царя. В данной базилике мы видим ниши с арками, в которых клались тела усопших священнослужителей или именитых прихожан.

Такие захоронения типичны для христианства того периода и они свидетельствовали о почтении к умершим, которые отойдя в другой мир все так же оставались в молитве за прихожан данного храма.

И хотя тела их давно уже истлели, дух их безсмертен и един с Духом Святым и потому всякая молитва, произнесенная в этом месте будет услышана, особенно если она обращена к БогоМатери, как защитнице человечества.


Если храм с аркасолиями посетить можно безпрепятственно, то вот для того, что бы осуществить посещение башни Зенона нужно пойти на нарушение правил.

Места Силы в Херсонесе

Вообще, это одно из самых загадочных сооружений.

Его называют оборонным и что бы попасть на башню, необходимо пройти часть пути по стене, войти в проем между стенами и обойдя башню по часовой стрелке, забраться на нее торчащим из пролома стены камням.

Специального хода туда нет и если вас заметят охранники, блуждающими по стенам, без лишних разговоров могут вернуть обратно.

Места Силы в Херсонесе

Я не стану рассказывать в статье всего, что мне известно о самой башне. Пусть интрига останется и если случится провести встречу — смогу детально пояснить все.

А в данном случае, оказавшись на самой башне, обратите внимание на то, что оттуда открывается не просто просторный вид на Карантинную бухту и часть территории Херсонеса до Свято-Владимирского собора, но словно внутреннее и внешнее время останавливается.

Места Силы в Херсонесе

Обычно мы или заканчиваем, или же начинаем наш маршрут этим местом Силы. И не зря в настоящее время стали уделять внимание тому, что бы не бродили по тайным местам Херсонеса все, кому захочется.

И эту статью найдут лишь те, кому это будет необходимо, кто будет понимать значение выхода в эти места, прохождения их в разной последовательности.

Вообще, по Херсонесу можно бродить бесконечно, а живя в Севастополе, тем более стремиться снова и снова попасть на его священную территорию.

Если ранее вход был платным и можно было попасть только рано утром и поздно вечером, то в нынешнее время можно совершенно безпрепятственно пройти на его территорию и гулять по ней столько, сколько заблагорассудится. 

Места Силы в Херсонесе

Когда будете проходить внутри между внешней стеной и башней, обратите внимание на два петроглифа, расположенных на одной оси восток-запад и нацарапанных на плитах башни в разные периоды. 

Места Силы в Херсонесе

Первый петроглиф находится с лицевой стороны башни, на торце каменного гигантского блока.

Места Силы в Херсонесе

А второй расположен на обратной стороне башни, на одной из плит и несколько отличается от первого, но смысловое значение первого и второго является идентичным и символизирует единство, соединения двух символов-букв Я, обращенных в разные стороны: ЯR.

Этот символ еще называют знаком «сова», т.к. сова — это символ мудрости.

Места Силы в Херсонесе

Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. 

Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной и Северной Америке, Китае и Японии. Ей приписывали дар пророчества, возможно, из-за способности видеть в темноте.

Некогда сова была символом способности не испытывать страха перед темнотой, то есть знать тайны, обычно скрытые для смертных. Но со временем, в поздней античности и в средние века, суеверие придало сове демоническое значение.

Выходит, что данное место случайно — не случайно обозначено символом перехода, символом пограничного состояния сознания человека, в котором он может как обрести, так и потерять.

Но как обретение, так и потеря может случиться с ним только в том случае, если к первому он готов и не готов ко второму.

Происходит только то, что способен реализовать сам в себе человек. Иными словами, это место усиливает его внутренние образы и наделяет их возможностью самореализации.

И если он не готов быть единым с ними — они его разрушат, а если готов — объединят и потенциал его будет усилен во много раз.

Я соглашусь с мнением читателя, который скажет: «А что, там других надписей нет? Да там их полно! Выходит что каждая надпись имеет смысловое значение?»

Да, каждая надпись имеет смысловое и сакральное значение. Те, кто с 19-го столетия оставлял там свои имена, процарапанные на камнях башни, хотели остаться как можно дольше в памяти людей, приходивших в это место.

Это как оставить свой след, по которому тебя будут поминать каждый раз и каждый раз ты будешь получать энергетическую подпитку от тех, кто поминает, даже если тебя уже не будет в этом бренном мире.

Так и те, кто изобразил символы ЯR на стенах башни, и кто писал свои имена, понимали что они тем самым усиливают свой потенциал за счет связи, установленной в этом месте с самом собой.

Но, это вовсе не значит, что и мы должны так же поступать и повсюду писать свои имена или символы. Куда важнее этот момент оставить у себя в Сердце, там, внутри себя начертать имя Херсонеса и свое имя, слитые воедино.

Именно для этого мы и приходим сюда, что бы понять смысл того, как формируется единство Сущего и как оно проявлено в нас.

Именно для этого нам нужна пауза, как внутреннее молчание и остановка ума, освобождение его от мыслей, постоянно одолевающих нас и зачастую изнуряющих нас энергетически.

И потому мы отправимся с вами далее к тему месту, которое даст вам возможность переключиться, вернуть свой ум в состояние покоя и очистит его. Таким местом для нас будет являться сооружение, раскопанное в начале 2000-х годов совершенно случайно.

На его месте стояли одноэтажные домики постройки послевоенного периода и когда они обветшали, решено было их разобрать до основания и расчистить территорию.

Когда домики были разобраны, оказалось что стояли они на территории, которую можно было бы назвать мусорной свалкой средневековья.

Сюда сносили весь мусор с Херсонеса многие столетия и произошло это в силу того обстоятельства, что во времена Римской империи здесь находился т.н. римский квартал.

В один из скифских набегов на Херсонес, оборона была прорвана вероятнее всего именно в этом месте.

А так как сам римский квартал с прилегающими к нему римскими термами и древним водохранилищем так же оказался в зоне разрушений от прорыва обороны и по сути весь квартал был сгоревшим, то на территорию пожарища стали сбрасывать весь мусор, какой мог быть в то время у населения Херсонеса.

Места Силы в Херсонесе

В общем, когда убрали строения и обнаружили, что под ними древний мусорник, решили разгрести его, то под слоем мусора обнаружили древний накопительный бассейн для питьевой воды.

Вероятнее всего именно к нему были подведены глиняные трубы от Корсуньского источника, которые были найдены воинами князя Владимира. Перекрытие вод источника, текущих по трубам в бассейн дало возможность вынудить херсонеситов сдать свой священный город.

Бассейн-водохранилище являлся центральной частью большого архитектурного ансамбля, примыкавшего к оборонительной стене города. Размеры новой цистерны были 28 х 13,5 м, сохранившаяся высота 3,75 м.

Стены резервуара, относящиеся как минимум к двум строительным периодам, сложены из тесаных известняковых блоков на известково-цемянковом растворе и подобным же раствором оштукатурены.

В стены водохранилища на всю высоту были вмонтированы трубы, предназначенные для сброса воды в случае переполнения цистерны. В восточном углу бассейна в стене находилось квадратное отверстие, являвшееся началом водоотводного канала. По нему вода подавалась в разветвленную городскую водопроводную сеть.

Водопроводы представляли собой линии из керамических труб, а также вырубленные в скале и оштукатуренные каналы, перекрытые каменными плитами. В первой половине IX в. водохранилище было засыпано.

Откопав бассейн, удивились что его пространство являет собой энергетически чистое поле, в котором словно и сейчас плещется вода. Даже тот факт, что он был замусорен многие столетия не повлиял на энергетику места Силы.

Следует понимать, что бассейн не стали бы ставить в случайном месте и расположен он в очень активной энергетической зоне, находясь в которой словно омываешь себя с ног до головы. 

Помните, я вначале упомянул тот факт, что херсонеситы чтили «священные» колодцы. Считается, что на первом этапе существования Херсонеса, его жители использовали грунтовые воды. Во дворах жилых домов выкапывались колодцы и строились цистерны, в которые собирали дождевую воду с крыш.

Места Силы в Херсонесе

И до нашего времени дошли пифосообразные колодцы-накопители, водоизмещение которых было в некоторых случаях просто огромно большим.

С давних пор они чтились как священные места, сохраняющие в себе нечто таинственное. А с тех пор, как был разрушен бассейн для питьевой воды, и воду стали почитать на вес золота.

Места Силы в Херсонесе

Не исключено, что наполняли такие колодцы водой и из сакральных объектов они стали при этом бытовыми, но значимости своей не утратили.

Просто забылись со временем истории о том, что они могут как исцелить человека, так и изменить его жизнь в худшую сторону до неузнаваемости. 

Удивительно, как одни священные места стали замещены другими. Менялись традиции — менялась и культура, а места почитания оставались прежними.

Места Силы в Херсонесе

Так над одним из священных колодцев, а по своему техническому назначению — емкостью-накопителем которая со временем перестала быть аккумулятором энергии, а стала резервуаром для хранения воды и прослужила до конца IV — начала V в., был построен Четырехапсидный храм. 

Места Силы в Херсонесе

Особенность храмов в форме креста — это необычное расположение алтаря храма прямо по центру строения.

В данном случае, Четырехапсидный храм был построен прямо над древним техническим сооружением, которое можно было бы в нашем понимании назвать аккумуляторной батареей, и также как почитаемый во все времена храм Святой Богоматери Влахернской на Девичьей горе, был крестообразным и с центральным размещением алтаря.

Далее мы идем с вами к археологическому объекту, называемому «Базилика в базилике».

Только не перепутайте «Базилику с колоннами» и «Базилику в базилике», т.к. они обе имеют по нескольку сохранившихся вертикально стоящих колонн, но отличаются расположением и построением.

Базилика с колоннами — у самого берега моря, а Базилика в базилике — в 200 метрах от нее, укрытая почти со всех сторон деревьями и находящаяся неподалеку от здания гостиницы заповедника.

Места Силы в Херсонесе

Вообще, если ознакомиться с официальным археологическим описанием храмового комплекса, то становится не понятным каким образом и для чего строилась большая, а внутри нее малая базилика:

«Комплекс открыт в 1889 г. раскопками К. К. Косцюшко-Валюжинича, представляет собой две разновременные трехнефные базилики: первая, большая по размерам, построена в VI веке, в Х в. разрушена; вторая, построенная в конце Х века, настолько мала, что полностью поместилась в центральном нефе предыдущей; при ее строительстве использовались мраморные архитектурные детали раннего храма».


Места Силы в Херсонесе

Можно предположить, что малая базилика была частично выстроена из материалов большой в следствие разрушения большой и уменьшения количества прихожан в этот храм.

Но, давайте задумаемся, почему по сей день множество женщин интуитивно стремится попасть в это место. Что их так сюда влечет?

Внутри храмового комплекса, в его алтарной части и по сей день стоит обломок колонны, на котором лежит капитель. Словно алтарь все еще сохранился и периодически на нем можно обнаружить оставленные кем-то цветы и фрукты.

Неоднократно приходилось наблюдать за тем, как гуляющие по Херсонесу женщины, а именно они чаще всего являются посетителями этого комплекса, заходили внутрь малой базилики и осторожно, словно боясь нарушить тишину внутри себя, ступали по мраморным плитам пола, подходили к «алтарю» и прикасались к нему, словно это была не обычная колонна, а нечто живое…

Так вот, по одной из херсонесских легенд, храм Артемиды Таврополы был двухэтажным.

На первом этаже стояла отнятая у тавров (в следствии чего и возникли раздоры между таврами и греками) антропоморфная деревянная статуя таврского божества, которое греки именовали Девой, и куда могли входить только служители храма и только по разрешению верховной жрицы, а на втором этаже комплекса была установлена беломраморная статуя Артемиды Таврополы, доступ к которой был у всех горожан.

Места Силы в Херсонесе
Места Силы в Херсонесе

А теперь допустим версию археологов. действительно, в 10 ст. н.э. могло быть крупное землетрясение. Каждое столетие в Крыму случались землетрясения, последствия которых и по сей день мы можем видеть. 

Места Силы в Херсонесе

Последнее крупное землетрясение случилось в 1927 году, повлекшее множество разрушений. Если такое землетрясение было в 10 ст., то почему столь почитаемый храмовый комплекс, построенный еще до нашей эры не мог подвергнуться разрушению и в целях экономии из огромного комплекса была сооружена (восстановлена) малая базилика, внутри которой и находилась та самая антропоморфная статуя таврской Дивы, столь почитаемая херсонеситами?

Статуя возможно уже и не существовала, но сохранилась память о Деве-Диве и потому место это оставалось почитаемым и многие тысячелетия спустя.

Афинский Парфенон тоже в свое время был посвящен Афине Палладе, а в следствии падения культа древнегреческой богини и изменения мышления человечества остался так же столь почитаемым как и прежде, но только с разницей в том, что был уже посвящен БогоМатери, Пресвятой деве Марии.

И что изменилось? Одна форма женского проявленного принципа сменилась другой, от чего лишь возникли перемены к лучшему.

Места Силы в Херсонесе

Именно так случилось и с храмом Артемиды Таврополы. После появления христианства в Херсонесе и его распространения как государственной религии, подвластный Византии полис Херсонес просто сменил вывеску на храме.

И храм от девы Артемиды перешел в ведение девы Марии, что по своей сути ничего не изменило. Одна форма проявления женского начала сменила другую.

А люди и по сей день приходят к этому месту, входят внутрь храма без стен и молят БогоМатерь о помощи в разрешении своих задач или просто с благодарностью оставляют Ей дары.    

Места Силы в Херсонесе

Дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-двойняшка Аполлона. Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах, позднее также богиня Луны.

Тут стоит вспомнить кстати, что Аполлона греки называли Гипорборейским и Херсонес — это его вотчина, его территория, его город. Не зря херсонеситы на своих монетах изображали  с двух сторон мужской и женский профили в башенных коронах. 

Вероятно, это и были профили Аполлона и Артемиды. Просто об этом также нигде и никоим образом не упоминается.

Места Силы в Херсонесе

Символы Артемиды — лань и медведица. Она также получила эпитет Тривия — богиня трех дорог (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся также как знак верховной власти на небе, на земле и под землей. 

Но, это все отступление и образ Артемиды и Аполлона следует рассматривать, как образ Единого, взаимодействие мужского и женского принципов. А пока мы отправляемся далее, к Туманному колоколу, находясь под которым можно загадать желание и через время оно обязательно исполнится.

Места Силы в Херсонесе

 Честно признаюсь, я не знаю почему и как это работает. Может быть эта особенность лишь в силу места нахождения колокола, но скорее всего здесь работает принцип веры. 

Для того, что бы загадать желаемое необходимо находиться под самим куполом колокола, между двумя держащими его колоннами. В летний период года, при огромном стечении экскурсий и праздно бродящих по Херсонесу людей, несколько сложно это осуществить. Каждый норовит сфотографироваться в одиночестве под колоколом и таких желающих просто огромное количество.

Порой даже возникают разногласия между фотографирующимися, т.к. каждый стремится что бы его запечатлели отдельно от всех и столпившиеся вокруг люди не дают спокойно человеку сосредоточиться. А бывает так, что рядом просто никого нет и можно даже минут пять постоять наедине.

Места Силы в Херсонесе

В любом случае, если у Вас нет возможности постоять между колон, то хоть воспользуйтесь тем, что бы пройти на смотровую площадку за колоколом, а оказавшись на ней постойте в раздумьях, сфокусируйтесь на желаемом и когда будете проходить обратно, оказавшись между колон под куполок колокола, задержите шаг и на мгновение остановитесь и… загадайте желаемое.  

Места Силы в Херсонесе

А далее не мешкая предлагаю отправиться в не менее таинственное место, где когда-то состоялось историческое крещение князя Владимира Красное Солнышко.

По разным источникам его определяют то в бывшем храме Рождества Пресвятой Богородицы (первый этаж Свято-Владимирского собора), то в баптистерии или крещальне Уваровской базилики, то даже в самом море.

Но, учитывая важность его статуса, крещен он мог быть только в одном месте — в кафедральном соборе св. ап. Петра и Павла, называемом ныне Уваровской базиликой.

Крещальный же храм этой базилики возник несколькими столетиями позже и та беседка, которую многие воспринимают как место крещения князя Владимира на самом деле место его крещения не является.

Итак, чем же интересна Уваровская базилика? Во-первых тем, что это единственный на Руси храм с сохранившимся фиалом (внутренним бассейном).

Перед входом в кафедральный собор был сооружен внутренний двор (атриум), в центре которого находился фиал — восьмигранный бассейн для омовений.

Прежде чем пройти в храм, следовало омыть ноги, руки и лицо в бассейне. Согласие омыть себя означало войти в контакт с полем, которое пребывает и по сей день внутри бассейна.

Места Силы в Херсонесе

Очищение происходило не только на уровне тела, но и на энегро-информационном уровне, через сброс излишней энергии путем омовения. Вода от омовения сливалась в огромный колодец рядом с фиалом.

Это один из тех священных колодцев, почитавшихся издревле херсонеситами, в котором происходило преобразование структуры воды. Учитывая тот факт, что вода всегда была ценным продуктом в городе, ее использовали уже в хозяйственных нуждах на полив или в других технических целях.

Места Силы в Херсонесе

Сам фиал точно ориентирован по направлению север-юг-запад-восток и имеет четыре подхода.

Атриум был общественным местом, и как в свое время римские бани были местом для заключения сделок и проведения официальных встреч, так и в атриуме было место где встречались по делам, заключали сделки, решали вопросы…

И где же может быть крещение князя Владимра, как не в фиале атриума кафедрального собора Херсонеса? И тому есть подтверждение — гравюра. 

Места Силы в Херсонесе

Представьте себе время крещения князя Владимира и как мог выглядеть храмовый комплекс. Увидите башни  по бокам атриума и внутри двора фиал с куполом, а за ним само строение базилики.

Подойдите к фиалу, войдите внутрь него, присядьте на камни из песчаника. Возможно ничего и не произойдет, а возможно внутри вас запустится процесс восстановления и уже когда будете покидать это место, прогуливаясь далее по территории Херсонеса, вы обнаружите, что ваш внутренний мир изменился.

А каким он стал — будет известно только вам и никому более.

История из жизни (о Херсонесе и его местах Силы), попавшаяся мне в интернете: ТАЙНЫ ДВУХ КОЛОДЦЕВ.

Места Силы в Херсонесе

Прогуляйтесь по окрестности, пройдитесь вдоль моря, поднимитесь на холм и постойте ни о чем не думая и ничего не ожидая…

А когда будете готовы, мы сможем продолжить наш путь далее. И отправимся мы с вами в сам Свято-Владимирский собор.  

Места Силы в Херсонесе

Люди по разному относятся к нему. У кого есть неразрешенные вопросы с религией — тот подвергает оценке и то как собор выглядит, и людей служащих в религии и прихожан.

Но мы не будем относиться к этой категории и не станем думать о том, что есть Бог, а есть религия. Единое — это и Бог и религия и мы с вами и храмы и служители и культы и все-все-все, что существует в видимом и невидимом мирах.

Это и воля и промысел Единого, и взаимодействие мужского и женского принципов в человеке и во Вселенной.

Вообще, если рассматривать храмы, как образ взаимодействия двух основополагающих начал, то внутреннее пространство храма является материнским лоном и соответствует женскому началу, а внешняя форма храма фаллоподобна и соответствует мужскому началу.

При взаимодействии мужского и женского начал формируется новая жизнь, и алтарь (алатырь, алла — Бог, тър — соединять) — то пространство, которое соединяет в храме мужское и женское начало воедино и рождает новую жизнь.

При взаимодействии с сознанием человека, этот же процесс происходит и в нем самом при нахождении в храме и фокусировке внимание на алтаре. 

Места Силы в Херсонесе

Там для него присутствует Бог во внешнем мире, а во внутреннем Бог присутствует в его Сердце. Храм — это человек, а алтарь — его Сердце, где постоянно пребывает Бог.

Пока человек помнит об этом, он наделен всеми свойствами и качествами Единого. Но при этом человек несет и ответственность за все происходящее в мире, ведь весь мир и есть он сам, но в разрозненном виде.

И пока он помнит о Боге, мир един. Как только забывает, теряет связь с образом Единого — мир становится разрозненным. Это и есть тот фактор служения, который призван выполнять человек.   

Кстати сказать, взаимодействие двух основополагающих принципов Бытия — мужского и женского начал проявлены в соборе как в форме построения нижнего и верхнего храмов.

Нижний посвящен БогоМатери и ее рождеству (как женскому началу), а верхний — святому равноапостольному князю Владимиру (как мужскому началу).

Места Силы в Херсонесе

Убранство первого этажа очень простое и когда находишься в храме Рождества Пресвятой Богородицы, то возникает ощущение, что ты в лоне матери: тихо, спокойно и очень мало света.

Стены, которые можно видеть на снимке, являются стенами древнего храма Рождества Пресвятой Богородицы. Собор надстроен над старым храмом и закрывает его как саркофаг своими стенами и куполом .

Но стоит подняться на второй этаж и ты попадаешь в огромное пространство под высоченным куполом, богато убранное золотом и серебром. Некоторые люди считают, что Бог в золоте не нуждается и может обойтись и простым убранством. 

Места Силы в Херсонесе

Да, может. Но Бог — не личность, а определение нужности или не нужности убранства храма — человеческое, от ума.

Так что если думаете что можно не убирать и не украшать свое тело — ходите грязным и оборванным. Человек отдает не персонифицированному Богу то, что имеет и что было Богом ему дано.

Он отдает Единому то, что является Им самим. И Храм и священники и образы и убранство и прихожане — все это и есть Бог, как Единое. И кто разделяет Единое в себе — разрушает в себе и образ Божий. 

Хотите покоя — не разрушайте, а созидайте. Не подвергайте сомнению происходящее, ведь это все по воле Сущего происходит. Не оценивайте действия людей и события своей жизни,  ведь оценка является разрушением связи с Единым, возвеличиванием своей воли над волей Единого.

Определение правильности и не правильности происходящего — это гордыня, которая и есть первичный грех. Не судите и судимы не будете!

И осталось у нас еще одно место, о котором мало кто вообще упоминает в контексте с Херсонесом, т.к. этот храм был загородным и находится на расстоянии полу-километра на юго-восток от Херсонеса.

Отсюда другое его название — Загородный храм. Он был построен в VI в. как главная церковь небольшого монастыря Богородицы Влахернской. Предполагают, что и сам этот храм носил такое же название. 

Места Силы в Херсонесе

Это была не просто церковь. Здесь хранились мощи знаменитых на весь христианский мир святых. В этом храме в «прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, за стенами, на расстоянии стадии от благословенного города Херсонеса» погребли римского папу Мартина I, сосланного в Херсонес (или Инкерман) императором Константином II и скончавшегося в 655 году. 

Память о святом Мартине долго чтили в Херсонесе. К его мавзолею стекались христиане, «чтобы получить благодать излечения».

По одной из версий, позже прах папы Мартина I вывезли из Херсонеса в Рим, где он и поныне хранится в церкви Св. Мартина на Холмах.

А место первого упокоения святого продолжало почитаться даже после гибели Херсонеса.

Места Силы в Херсонесе

Важно отметить, что еще задолго до погребения святого папы Мартина там, вероятно, были захоронены неизвестные нам христианские подвижники, недаром это место называлось «некрополем святых». 

Места Силы в Херсонесе
Места Силы в Херсонесе

После снятия мозаичного пола под ним открылись остатки (алтарная часть) небольшого по размерам, более раннего храма.

Так что там был не один, а два храма, что тоже очень необычно и занимательно. 

Места Силы в Херсонесе

Первоначально храм представлял центрический тип (с центральным алтарем) и был крестообразным. Его особенность — в отсутствии восточной апсиды и наличии четырех входов на торцовых стенах ветвей креста. 

Позже храм перестраивается: три дверных проема закладываются камнем (оставлен только западный вход), в юго-восточной ветви креста сооружается синтрон, а полы покрываются мозаикой.

Места Силы в Херсонесе

В центре мозаичной композиции — символика таинства причастия: канфар (чаша) с двумя павлинами, из канфара произрастают две виноградные лозы, на которых сидят голуби; вся остальная площадь заполнена медальонами с изображениями птиц, плодов, цветущих веток, «заимствованных из царств растительного и животного». 

Что тут интересного, спросите вы? А то, что храм был очень популярен, а символика отображает чашу причастия или Святой Грааль, который много столетий не дает покоя исследователям.

По легенде, Золотая Колыбель (Святой Грааль) была спрятана в одной из пещер. А чем склепы некрополя не пещеры?

Они ведь так же, как и горные пещеры являются лоном Матери-Земли и духи, хранящие Грааль для 77 потомка княжеского рода, позволят ему обрести Его. 

Места Силы в Херсонесе

Стоит упомянуть, что определенной последовательности в посещении мест Силы нет. Маршрут формируется индивидуально, под личные вопросы и потому последовательность тоже различна. Если вам просто интересно, то можете прогуляться и отыскать отличия по своим ощущениям и восприятию. 

Местанохождение храма Влахернской БогоМатери на карте Крыма

Но, если Вам действительно необходимо решить насущные задачи, то все же рекомендую обратиться за сопровождением и тогда вы получите больше, нежели просто посещение мест Силы, научитесь понимать процесс формирования событий и сможете корректировать свою реальность. 

Трансформационные путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года. Профессиональное сопровождение и трансфер.

Крымчанин, психотерапевт, проживаю в Севастополе. Автор серии книг о местах Силы в Крыму и историй Т-путешествий.

Крым Места Силы