Инкерман — пещерный город

Небольшой рейсовый катер тихо плывет по пробуждающимся водам. Раннее утро. Ветер свеж, что даже холодно. Мы отправились на праздник иконы Казанской Божией Матери в один из самых древних на Руси монастырей, по преданию, основанный в I веке по Рождестве Христовом святителем Климентом, папой римским. Хотя Инкерман — <пещерный город> — название средневековое татарское, но это дело не меняет и историю не переписывает.

Катер входит в бухту, вокруг которой горы всем напряжением мускул поддерживают небо с восшедшим на него солнцем. И мы уже спешим им навстречу, быстро идем вдоль шоссе и затем переходим по железному мосту речку Черную, действительно вода в ней темная и непривычно для этих мест непрозрачная. А впереди открываются серые горы с белыми, словно покрытыми инеем, разводами — это Монастырская скала, на плато которой видны следы ушедших времен, разрушенные стены крепости.
Бывают на земле уголки, в которых на протяжении тысячелетий не угасает источник жизни. Это и есть разворачивающаяся перед нами горная местность со сверкающими маковками церквей инкерманского монастыря.
История впервые застала здесь древних тавров, селившихся в пещерных городах прекрасной долины и со временем смешавшихся со скифами. В I столетии до Рождества Христова Инкерман перешел под власть понтийского царя Митридата, а затем римлян. Но миру он стал известен с 99 года, именно тогда в инкерманские каменоломни был сослан святитель Климент, папа римский, четвертый по счету. Первый — апостол Петр, а Климент был его учеником. Согласно житию святого, апостол Петр сам рукоположил его в епископы, но вскоре первосвященника Климента обвинили в проповеди христианства. Император Траян решил, учитывая происхождение святого от царского рода, дать ему выбор. Климент должен был либо принести жертву богам, либо в качестве раба отправиться в ссылку в Херсонес Таврический. Конечно, святой выбрал второе. Житие повествует, что <папа Климент был сослан в один из городов, близлежащих к Херсонесу, где застал уже до 2000 христиан… Близ места работы не было воды, вследствие молитвы св. Климента Господь открыл источник; предание до сего времени указывает на колодезь, находящийся между двух скал инкерманских каменоломен, как на воду, чудесно явившуюся по молитвам св. Климента; слухи об этом чуде распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься…>. По преданию, он собственноручно вырубил близ каменоломни первый храм. Слух об успешной миссионерской деятельности святого в Херсонесе дошел до императора, и он дал тайный приказ утопить его в море, привязав к шее якорь. Мученическая кончина первосвященника последовала в 101 году.
Но на этом земная история папы Климента не закончилась. Традиция почитания его мощей сложилась в Херсонесе еще в IV веке. Как сообщает об этом ранневизантийский писатель монах Феодосий: <…гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь в день его памяти весь народ и священники садятся в ладьи, и, когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес, исцеляет больных и бесноватых>.
О подводной церкви святого Климента говорится и в русских духовных стихах:

Посреди моря океанского
Выходила Церковь соборная,
Соборная, богомольная,
Святого Климента, папы римского
.
К IX веку, видимо в связи с иконоборческой ересью, которая хотя официально и не отвергала почитания мощей, но под всяким предлогом старалась их устранять, воспоминания о святом Клименте исчезли из памяти жителей города. История их нахождения, как мы уже говорили выше, была связана с пребыванием в Херсонесе святых равноапостольных Кирилла-Константина и Мефодия.
Поиски, предпринятые Константином в праздник <трех святителей> — святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, оказались успешными. Подплыв к островку, где, по преданию, были захоронены мощи святого, он вместе с херсонесским архиепископом Георгием, священниками, певчими приступил к раскопкам холма с гробницей, где и были обретены мощи и даже орудие убийства — каменный якорь. Раку святителя доставили с песнопениями на корабль и отправились в Херсонес. Через некоторое время впереди стало заметно множество огней от горящих свечей — это херсониты вышли их встречать.
Святитель Климент и после смерти продолжал свое служение. Часть его мощей Константин и Мефодий взяли с собой. Через некоторое время братья были направлены в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Готовясь к этому служению, они создали алфавит и вместе с учениками перевели Евангелие, Псалтырь и некоторые службы. Их миссионерская деятельность сложилась очень успешно, чем были крайне недовольны немецкие проповедники, писавшие жалобы в Рим. Разгневанный папа Николай I вызвал Константина и Мефодия к себе на дознание, но провести его не успел — скончался. Его преемник — папа Адриан II был гораздо более лояльным. Братья решили отвезти в Рим мощи святого Климента, с которыми никогда не расставались. Услышав, что славянские миссионеры везут с собой мощи легендарного святого, папа в сопровождении клира и при огромном стечении народа лично вышел встречать их за городские ворота. И в благодарность освятил славянские книги на престоле древней базилики Санта Мария Маджоре, а также распорядился положить их в римских церквах и разрешил совершать на них богослужение. В Риме Константин заболел и, предвидя скорую кончину, на Рождество Христово принял постриг с именем Кирилл. Он был похоронен в Риме, в храме Папы Климента, и его мощи до сих пор покоятся с мощами святого, обретенными им в Крыму, близ Херсонеса… Его равноапостольный брат Мефодий, став епископом Паннонии и Моравии, вместе с учениками продолжал свое апостольское служение. Он почил в возрасте шестидесяти лет и был похоронен в городе Велеграде (Чехия). Могила просветителя сохранилась по сей день и почитается с благоговением.
Через 100 лет равноапостольный князь Владимир после крещения из Херсонеса-Корсуни привез в Киев <себе на благословение> чудотворную святыню — честную главу святого Климента. Появление в Киеве во время обращения народа ко Христу мощей святителя Климента, ученика апостола Петра, первого римского епископа-мученика, воспринялось как непосредственное участие святого в просвещении и крещении Руси.
Скалы Инкермана, освященные пребыванием папы Климента, притягивали к себе жаждущих спасения. Со всего христианского мира сюда стекались иноки, и постепенно сложился монашеский центр, подобный Афону, Метеоре, Вулканической долине. В последнее время в его скалах обнаружено тридцать средневековых пещерных церквей и девять монастырских скитов.
История его первых храмов тесно связана с судьбой древнего пещерного города, известного в IV веке под именем Дорос. Этот город-крепость был под властью Готфов и в то время составлял резиденцию Готфской епархии. В XII веке он появляется в истории уже как цветущий и богатый Феодоро, по названию Феодорийского княжества греческой империи. В 1475 году эту крепость захватили турки и переименовали в Инкерман.
После переселения христиан, в 1778 году, монастырь был в запустении. Но уже в 1787 году сама государыня-императрица Екатерина II посетила свои новые владения в Крыму и побывала в крепости и некоторых пещерах.
Мы вошли в железные ворота, находящиеся в горном туннеле, как в крепость — оплот Православия. И, поднявшись по извилистой каменистой дороге, очутились на площадке. Справа — железнодорожное полотно (его положили еще до революции, что внесло определенные сложности в тихую жизнь обители, но облегчило доступ к святыне паломникам), слева — полуразрушенные здания бывших монашеских корпусов, а впереди сиял ослепительно белый храм во имя Троицы Живоначальной. Сразу обратили на себя внимание его необычные, византийские формы и отсутствие куполов, только одна небольшая, вероятно над колокольней, позолоченная главка с крестом. Такие храмы встречаются в Греции, но там они сложены из красного камня и крыты черепицей, а наш белокаменный блистал на солнце, а сверху на нем лежало мощное железо.
Мы приблизились к святая святых этих мест — главному входу в Климентовский монастырь. Вверху на скале виднелись балкончики, как оказалось, это были храмовые окна. Вошли в калитку киновии — и мир преобразился. За оградой шумит, тарахтит строительство, а в небольшом дворике тихо, и душа переполняется нездешним покоем. И все здесь иное, даже обыкновенные скромные цветики намного крупнее, чем увиденные по дороге. Поистине райский уголок.
Входим в двери и поднимаемся по весьма крутой лестнице, ведущей в пещерный храм. И вдруг видим слева у самого входа — костницу. Каменная ниша, и в ней, совсем как на горе Афон, за стеклом стоят черепа живших здесь некогда иноков. Об этом я слышала на Новом Афоне в Абхазии: <мы были такими, как вы, и вы будете такими, как мы> — а теперь увидела.
Литургию в этот день, хотя он и падал на праздник иконы Казанской Божией Матери, не служили по определенным причинам, а читали акафист. Слова этого древнего славословия Богородицы: <Радуйся, агарянского зловерия обличение, радуйся, гордыни их низложение, радуйся, веры христианския утверждение> — прозвучали в этих священных стенах очень даже актуально.
Пещерные храмы представляют собой каменный туннель, в левой стороне которого в скале параллельно друг за другом вырублены три зала, где они и размещаются. Первый храм, древний, со сводчатым потолком, во имя уже знакомого нам святого Мартина Исповедника, папы римского.
Второй, как кажется, самый знаменательный, посвящен святому апостолу Андрею, по преданию, собственноручно вырубленный папой Климентом. В этом темном, небольшом по размерам, с низким, тяжелым потолком храме, можно сказать, каменном мешке мне стало вдруг тепло и хорошо, появилось желание встать на колени и молиться сердцем и душой.
Алтарь был отделен сплошной скальной преградой с царскими вратами посередине, перед которыми стоял аналой с иконой Андрея Первозванного. Взгляд рассеянно скользнул по стене, и я замерла. Из мрака веков с древней иконы живыми глазами на меня смотрел святой апостол. У меня заволновалось сердце, как при встрече с давно ушедшим родным человеком. Захотелось во что бы то ни стало запечатлеть мгновение. И, о чудо, фотоаппарат-инвалид, умудряющийся не сработать при ослепительном солнце, здесь, во тьме, оставил в себе этот образ. Потом служительницы рассказали: икона мироточила.
Третий, главный храм монастыря освящен во имя святого Климента, папы римского. Это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Но он уже более привычен для нашего восприятия: побелен, нефы отделены друг от друга колоннами, вверху — рельефное изображение процветшего креста в круге. Средневековая базилика. И в ней мы благоговейно поклонились святым мощам папы Климента, так много сделавшего для русского православия.
За храмами находится помещение бывшей братской трапезной с каменной скамьей, вырубленной вдоль стены, отсюда шла главная лестница, ныне не существующая. Теперь здесь стоит Распятие с каноном, служатся панихиды.
Священник Иаков, приехавший некогда в Крым с русским посланником, оставил первые документальные сведения о монастыре и сообщил об увиденных здесь мощах неизвестного святого. Как рассказал русским пленник-соотечественник, татары, живущие в городе, испытывают необъяснимый страх от этой святыни. Несколько раз они увозили мощи в степь и там зарывали в землю — и затем находили снова на прежнем месте. Предполагая, что это делают христиане, однажды закопали их в ту же яму, положили сверху камень и поставили стражу. А наутро повторилось прежнее. Тогда один из татар в ярости взял мощи и выбросил из окна прямо в грязь. Но тут же поплатился за свое кощунство. В момент, когда он это делал, погибла вся его семья. А вслед за ней и сам он: придя домой и увидев совершившееся, упал замертво. С тех пор татары не смели врываться в монастырь. А греки и армяне приходили сюда каждое воскресенье на поклонение мощам. Спутники отца Иакова решили перенести их в Россию, но ночью святой явился одному из них во сне, <глаголя с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему здесь учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день>. Впоследствии эти слова святого: <Аз убо хощу по-прежнему здесь учините Русь> — были начертаны на камне, заложенном в арке крепостных ворот.
Акафист Божией Матери закончился, нас помазали святым елеем из лампадки. Взяла у батюшки благословение писать статью об этом святом месте и сейчас сделать для нее несколько фотографий. Он благословил молча и сразу, как истинный монах, удалился.
Сидя на скамейке во дворе обители, смотрела на зависшую над головой скалу и летящие над ней облака и молилась неизвестному православному миру преподобному Симеону, <по-прежнему учинившему здесь Русь>.

Т-путешествия по местам Силы в Крыму: индивидуально - 15000, плановые (в малой группе) - 1500. Трансфер по Крыму.

В индивидуальном сопровождении включено: психоанализ и имидж-терапия, поиск и применение решений к существующим задачам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Крым Места Силы
Добавить комментарий