Гора Ильяс-Кая (Ильи-Пророка) над Ласпи

Скажи, ты бывал когда-нибудь в Крыму? Все там есть: горы есть, море есть, степь тоже есть. Взойдешь на гору – жалко станет человека, который тут не был. Так красиво. А за горой море с небом вместе живут, оба синие, одно другого синее.

Крымские люди очень любят свой край. Где бы ни был крымский человек, непременно скажет: лучше Крыма нет земли. Таков край наш Крым. Живи только, умирать не надо… (Старая крымская легенда)

Гора Ильяс-Кая (Ильи-Пророка) над Ласпи
горы Ильяс-Кая (дальняя) и Делекли (ближняя)

На Крымском полуострове, есть множество гор, скал и пещер, окутанных ореолом святости и чуда. Не раз проезжая по трассе Севастополь-Ялта, невольно подымаешь глаза вверх и видишь удивительной красоты гору, которая возвышается над Ласпинской долиной, как мощный бастион, который защищает прилегающую котловину от холодных северных ветров.

Святой Илия

На вершине горы Ильяс-Кая (681 м), в переводе с крымско-татарского — скала Ильи находится площадка, с которой открывается вид на всю Ласпинскую долину. Это одно из самых видовых мест Силы в Крыму.

В Крыму есть множество мест посвященных Илии Фесвитянину, Илии пророку, который занимает в контексте христианской традиции особое место. На вершине горы находился средневековый монастырский храм св. Ильи. В Х-ХV в.в. по тропе, что рвется ввысь, тысячи богомольцев, монахов и прихожан поднимались в этому храму.

Гора Ильяс-Кая (Ильи-Пророка) над Ласпи
Дикая груша на Ильяс-Кая

Святой Илья пророк в пантеоне русских святых занимает одно из самых почетных мест. Народное мировоззрение наделило святого грозным и решительным характером.

В одних поверьях и легендах он предстает как непобедимый воин, мчащийся по небу на огненной колеснице и мечущий стрелы-молнии в убегающих бесов, а в других это старец еврейского типа, сед, лицом худ, волосы прядями; одежды: милоть, т.е. кожа, снятая с козла, подпоясанная кожаным поясом, как бы ремнем (по-славянски усмен); ноги босые, в одной руке нож, в другой хартия.

В подчинении у Ильи-Пророка находятся грозы. Народное сознание видело в неистовых потоках дождя, в ослепительных вспышках молний и оглушительных раскатах грома полную драматизма борьбу Святого Ильи-Пророка с бесчисленными полчищами нечистых духов, которых он «разит на смерть» своими огненными стрелами.

Ильин день в русской народной традиции принято считать одним из самых «строгих» праздников. По старому стилю – 20 июля, а по новому – 2 августа. «Вместе с тем в народном календаре этот день связан с идеей обновления жизненного цикла, физического и духовного очищения, исцеления от болезней.

И противоречивое осмысление Ильина дня, возможно, объясняется тем, что этот праздник «пограничный» — между летом и осенью. Как говорят: «На Илью до обеда — лето, после обеда – осень».

Гора Ильяс-Кая (Ильи-Пророка) над Ласпи
вид на Храм Солнца (Тышлар) с горы Ильяс-Кая

За этим и идут многие на Ильяс-Кая. Они могут даже не понимать, что их вынуждает подниматься сюда: красивый вид на Ласпинский залив или нечто иное. Само место очищает посетителей не только на физическом, но и на эмоциональном, душевном и духовном уровнях.

Именно после его посещения следует спускаться на храм Солнца и будучи чистым физически и духовно (ну, кончено, если только помыслами не нагрешить на обратном пути :), взойти на центральный камень «цветка» храма Солнца и получить то, за чем пришел.

Знали монахи когда размещали православный храм на вершине горы. Знали, что место даст им опору и надежду, веру и любовь, силы для преодоления всех тягот монашеской жизни. Используйте и вы эти возможности. Почерпните из кладезя мудрости и силы для своего духовного роста.

Описание разрушенного храма

С восточ­ной стороны доступ на вершину преграждала крепостная стена протяженностью 50 м, линия которой сегодня прослеживается лишь по развалу камней. Защищенная стеной и обрывами площадь не­ когда составляла чуть менее 2 га.

Когда подниметесь на вершину Ильяс-Кая, сразу увидите место, где стоял храм. Почти у самого обрыва здесь растет дерево. Это ли не чудо!

На голой скале, продуваемая всеми солеными ветрами шелестит листиками дикая груша. Возле нее остатки средневекового храма, посвященного св. Илье. На вершине скалы в средние века находился укрепленный монастырь.

Монастырский храм отличает оригинальная архитектура. Храм имел ступенчатую композицию внутреннего пространства: притвор, средний неф, алтарь приподняты одни над другим, образуя три ступени. Слева от входа, вдоль северной стены — каменная скамья, справа — аркосолий с 11 погребениями.

Коробовое сводчатое перекрытие покоилось на ши­роких арках. Любопытной особенностью постройки является сту­пенчатая композиция внутреннего пространства: притвор, средний неф, алтарь приподняты один над другим на три ступени каждый.

Гора Ильяс-Кая (Ильи-Пророка) над Ласпи
Вид с моря на гору Ильяс-Кая

Из найденных в руинах блоков мшанкового известняка со скошен­ными «на клин» концами удалось реконструировать три полукруг­лых арки, которые поддерживали своды из травертина (туфа). Сохранились клинчатые камни от арок оконных проемов, дверных перекрытий, сводов конхи и аркосолия.

Описание древнего святилища

На вершине горы Ильяс-Кая находилось древнее святилище, которое описал Дюбуа де Монпере:

«С церковью соседствовала священная пещера, высеченная в скале, со сводом из белого камня. Туда спускаются по узкому отверстию, также высеченному в скале. Место отверстия — ключ свода — отмечено крестом; из этой пещеры выходит теплый и влажный воздух, основная причина суеверия тех, кто приходит молиться святому о выздоровлении.

Рядом с этими святыми местами повергает в дрожь зрелище разверзающейся под ногами пропасти, каких мало найдется в Крыму; ибо скала отвесна, и подножие ее ограждено чудовищными обрушениями, которые настолько сузили гребень горы, что невозможно рискнуть выбраться за пределы пещеры. Впрочем, отсюда открывается во всем великолепии вид, как того и следует ожидать от столь высокого и изолированного места».

В нескольких метрах от храма-базилики, на юг, есть большая расщелина, но без свода и из нее уже не исходит теплый влажный воздух. Она больше похожа на каменную яму — мешок. По всей вероятности именно это место и описано выше.

Есть еще одно место, которое упоминается в устных сказаниях. Это пещера, в которую можно было спуститься через свод и она находилась прямо под храмом. По сути, храм был построен именно над этой пещерой. А над ней (до возникновения храма) всегда горел огонь. Поэтому скалу впоследствии и причислили к культу Ильи-Пророка.

В некоторых местах горного Крыма встречается выход природного газа. Он горюч и если ранее там возник огонь, который поддерживали как священный, то случится это могло лишь по одной причине — загорелся газ, исходивший через расщелину. И потому этот огонь считался священным.

А так как и пещера и огонь почитались равноценно. Пещера — как материнское лоно планеты, с женским началом. И огонь — как мужское начало. А вместе они создают гармонию. И тем интересна вершина Ильяс-Кая, что в этом взаимодействии начал пребывает ее посетитель.

И хотя видеть эту небольшую расщелину можно, но попасть в пещеру не получится. Она давно запечатана известковым раствором, что бы никто не мог проникнуть внутрь. Из расщелины и сейчас выходит влажный теплый воздух. А зимой, при сильном ветре, можно даже согреться в ней.

И еще одна статья о храме Солнца

Крымчанин. Проживаю в Севастополе. Индивидуальные Т-путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года, совместив их с целительством и практикой имидж- и психотерапии.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
GRAAL.su