Мыс Айя. Святой (Айос) мыс. Криуметопон — Бараний лоб. Так называли его греки и таковым он остаётся по сей день.
Мыс обширен и на бОльшей части его горы и скалы, покрытые лесом. Спуск к морю возможен, но не со стороны Ласпи и Батилимана. Там мыс недоступен и на берег можно попасть только со стороны моря.

Вид с Куш-Кая на Батилиман
А вот со стороны Балаклавы есть несколько троп, по которым можно пройти вдоль мыса. Об этом мы поговорим отдельно.
А пока обсудим выход на Айя со стороны Ласпи.

один из маршрутов на Кокия-Кая
Но, в этот раз мы пойдём от поворота трассы Ялта-Севастополь, что возле Ласпинского перевала.
Оттуда по тропе, что проходит через сосновый бор, поднимаемся вверх минут 10 и выходим на нахоженую старую тропу.
Когда-то она была дорогой, по которой могли ходить лошади, а теперь стала тропой, ведущей к границе заповедника, что в предгорье Куш-Кая.

Вид на Куш-Кая с Батилимана
По тропе этой и выйдем на Куш-Кая. В Крыму гор с таким названием много. И на всех когда-то стояли дозорные сторожевые башни. Куш с тюркского — птица, а кая — это скала.
А так как дозор должен иметь соколиный взор и видеть зорко и далеко, то получается, что Куш-Кая — это не просто Птичьи, а Соколиные скалы.

На вершине Куш-Кая
С Куш-Кая открывается панорама гор до Форосского канта. Пока идём по тропе к вершине этой горы, увидим Делекли (Лягушку) и Ильяс-Кая с Храмом Солнца у подножия, хребет Каланых и все побережье почти до Фороса.

Вид с Куш-Кая на Каланых и Ильяс-Кая с Делекли
Внизу под нами, упобережья остался Батилиман и Ласпинский залив. Скалы круты и по ним проходит один из тренеровочных маршрутов для скалолазов.
В предгорье Куш-Кая сохранился разрушенный временем фундамент здания, в котором был ещё один храм Ильи Пророка.

Развалины храма Ильи Пророка на Куш-Кая

Остатки строения на Куш-Кая
Если нет ветра, то можно часами сидеть на вершине Птичьей скалы и смотреть в морскую даль, в окружающий простор. Но нам необходимо идти далее к Кокия-Кая и потому спускаемся по тропинке на территорию заказника.
Оказавшись на другой стороне, в заповеднике, ведём себя тихо и аккуратно. На тропу могут выйти звери, не боящиеся человека — олень, косуля, лиса или кабан. Но чаще их встречают на обратном пути, в гуще леса в низине.

Вершина Куш-Кая
Проходим каменистой тропой несколько километров до Кокия-Кая. И тропа эта интересна и живописна, и лес вдоль неё, и скалы, причудливо напоминающие остатки каких-то мегалитических строений древности.
На вершине Кокия-Кая в давние времена находилось одно из самых известных в Тавриде святилищ, посвящённых тому, кого мы знаем как Прометея. Он, будучи представителем предыдущей цивилизации гигантов, научил людей мыслить, осознавать.
И кольца (перстни), которые мы носим на пальцах с камнем — это в память о Прометее и том, что он был прикован к скале по приказу Зевса за то, что дал человечеству божественный огонь познания, иначе говоря то, что мы ныне называем духом Божьим.
Прометей переводится как «предшествующий мысли» и характеризует его как того, кто передал опыт осознания новому поколению людей. В украинском языке сохранилось такое слово, как «мета», означающее цель, намерение, идею. Приставка ПРО — означает формирование, создание. Про-явление, про-чистить, про-мысел…
История Прометей удивительным образом неожиданно заканчивается после его освобождения Гераклом по согласию с Зевсом. Далее о Прометее ничего не известно, но Геракл известен всем и его жизнь продолжается.

Освобождение Прометея Гераклом
Мало кто знает, что все свои 12 подвигов Геракл совершил на территории не Греции, а Таврики. И местоположение Древнего Херсонес и нынешнего Севастополя тоже имеет отношение к Геракл.
Именно на Гераклейском полуострове греки, переплывшие Понт Эвксинский и считавшие себя потоками Геракла, вступили в противодействие с таврами и в конечном счёте, заняли Херсонес. Хер и Гер — одно и то же.
Херсон (так ранее называли Херсонес), был посвящён Геракл. Оттого и полуостров, на котором он расположен был, называется Гераклейским.

Гераклейский полуостров в виде острия стрелы
Как знать, может дело и не в Прометее вовсе. Ведь он был известен грекам, а таврам возможно известен не был. Но вот для тавров это место тоже было священной.
Греки переназвали по своему многие топонимы в Крыму. И переводили они исключительно с языка тавров. Правда, тавры проживали в разных частях Крыма несколькими родами, диалект которых даже не были похожи между собой. А для общения между родами они использовали праязык, санскрит.
Упоминания петроглифов на санскрите сохранились в Крыму и относили их именно к таврам.

Тавры (пещера Мурза-Коба). Внешний облик восстановлен по методу Герасимова.
К примеру, в Качи-Кальоне, местности изначально посвящённой богине Кали (кальон, калион) находился священный камень с письменами, упоминаемый академиком Кёппеном, который впоследствии был утрачен.
Так вот, греки считали, что тавры поклоняются Деве. А тавры так не считали, так как Дэви — на санскрите — это Божественный. Сродни нашему слову ДИВО — нечто необъяснимое, чудесное, сверхестественное.
Вот и выходит, что таврская Дева — не что иное, как Див, Дэви. От Дэви уже сформировалось слово дева. Как Дэви или Бог стало Девой, Праматерью.
И тогда становится понятным сохранившийся культ БогоМатери Кали. Об этом отдельная статья есть «Качи-Кальон и грот Анастасии«

Первородная
Что же касается святилища на Кокия-Кая, то туда приходили с тем, что бы попрощаться с умершим и помянуть их в ином мире.
Если умирал кто-то, то тело сжигалось, а прах собирался в кувшин из чёрной необожженной глины, в которую замешивались дробленые друзы кварца, или микрочастицы благородных металлов.

Вид с Кокия-Кая на заповедную часть берега — «Затерянный мир»
Такой кувшин приносился на святилище и разбивался о камни. По этой причине на том месте до сих пор можно найти много черепков битой из чёрной, необожженной глины.
А ещё там по ночам случаются световые эффекты — всплеск синего цвета, проявляющиеся из ниоткуда.

Скалы Кокия-Кая (слева)

Бывшая воинская часть на Кокия-Кая
Долгое время на Кокия-Кая, где ранее было святилище, располагалась воинская радиолокационная часть. Поэтому попасть у этой части мыса не представлял ось возможным.
И уже в украинский период часть была расформирована и территория стала доступной для всех.

Затерянный мир с другого ракурса
Пока идёшь тропой к Кокия-Кая вдоль скалистой части побережья мыса, открываются удивительные виды на морской простор и видимую часть мыса, покрытую лесом.
Когда же мы уходим с Кокия-Кая, то в обратный путь отправляемся другой дорогой, через заповедник, в котором есть специальные загоны, где пасутся косули, которых там оставили на карантин.

Молодой олень-понтач
Лес на Айя особо не отличается от остального крымского леса. Такой же смешанный, буково-грабовый, перемежающийся крымским дубом изредка.
Можно встретить кабанов, но они близко не подходят. Но, вот атмосфера в лесу на Айя отличается от всех остальных горных лесов.

Оленье стадо в заповеднике
Можно сказать, что лес везде одинаков, но горы разные и энергетика у гор разная.
И она проявлена в горном лесу так же ярко, как ощущается на скалах и вершина гор. И это удивительно, так как нет повторяемости как в лесу, так и в горах.

Крымский лес
Из леса возвращаемся снова к Куш-Кая. Выходим, покидая территорию заказника и спускаемся к поворот трассы Севастополь-Ялта, откуда и отправляемся домой.
Описание краткое, но то, что будет происходить с Вами в путешествии по мысу Айя — будет отличаться в сто крат от описанного. И образы, которые вы привезете с собой из путешествия по Крыму, останутся на всю жизнь.