Тиуновский камень

В 1985 году Вологодский краевед Иван Федорович Никитинский путем опроса жителей Тарногского района узнал о существовании неподалеку от села Тиуново, некоего поклонного камня с крестами.

 (699x465, 148Kb)

Так было открыт один из наиболее ярких археологических памятников Вологодчины — Тиуновское святилище. Как вы видите по фотографии, святилище представляет собой два камня, при чем больший из них имеет скругленные углы, отполирован и, что самое главное, покрыт различными рисунками, знаками, а так же огромным количеством православных крестов. Никитинский и другие ученые считают, что рисунки , нанесенные царапанием датируются XIV-XV веками. Кресты же были нанесены поверх них в более позднее время.

Иван НИКИТИНСКИЙ 
Вологда 
«Мифы и магия индоевропейцев», выпуск №9, 2000г. 

Существование на Руси двоеверия — т.е. одновременного бытования традиционного язычества и православия — в течение нескольких веков после крещения сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений*. И все же обнаруженное совсем недавно на Вологодчине языческое святилище, функционировавшее вплоть до последних десятилетий XVI века, — это, несомненно, не только важнейшее научное открытие, но и сенсация. И мы с радостью предоставляем на страницах «Мифов и Магии» слово первооткрывателю святилища — вологодскому археологу Ивану Федоровичу Никитинскому. 

Антон Платов

Культовые камни и языческие святилища все больше привлекают внимание археологов и специалистов в области мифологии. Привлекли они в свое время и мое внимание. Из двух десятков известных к настоящему времени на территории Вологодской области культовых камней и святилищ оно, пожалуй, самое интересное.

Материалы исследования тиуновского святилища опубликованы несколько лет назад». Теперь же я рад, что в настоящем альманахе у меня появилась возможность дополнить сухое научное описание этого памятника живым рассказом об истории его нахождения и предложить не только трактовку мифологии, запечатленной в изображениях святилища, но и варианты связанной с ними магии.

Надеюсь, что изложенные в виде воспоминаний сюжеты будут встречены читателем со вниманием. (См., напр., работы академика Б.А.Рыбакова по славянскому и русскому язычеству. И.Ф.Никитинский Тиуновское святилище/Культура Русского Севера. Вологда, 1994)

ТИУНОВСКОЕ ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ 

Воспоминание первое 
В поведении бабушки есть что-то необычное, что сразу привлекает мое, ее девятилетнего внука, внимание. Бабушка Фрося остригает ногти на руках и бросает за ворот своей длинной рубахи. В избе тепло и уютно. За окнами тихий августовский вечер и бабушка собирается спать. Удивленный вопрос сам слетает у меня с языка.

«Ногти пригодятся мне, когда я умру, — объясняет мне бабушка Фрося. — Чтобы попасть на небо, надо будет карабкаться по каменной горе — не одни ногти обломаешь». «А зачем на небо?» — удивляюсь я еще больше. «Чтобы попасть в рай. Для этого надо будет идти к его дверям по узкой лестнице. У кого груз грехов больше, тот может покачнуться и упасть в бездну, в ад». 

Эта картина окончательно поражает мое воображение, и я не осмеливаюсь расспрашивать дальше. В красном углу избы темнеют на иконах лики святых. Бабушка крестится на них, шепчет молитву и уходит в горницу спать. Хотя мне мало что известно о религиозной стороне жизни взрослых, но что-то не вяжутся между собой бабушкины ногти и христианский рай. В моей памяти всплывают сказанные вскользь и с оглядкой слова родных и соседей, что бабушка Фрося — колдунья, что к ней за помощью и заговорами приходят иногда даже из дальних кокшенгских деревень. 

Повзрослев, я пожалел, что не стал расспрашивать бабушку дальше. Каково же было мое удивление, когда мне удалось увидеть то, о чем она говорила. Но уже как часть более общей, полной картины. Картина эта оказалась изображенной на куполе большого камня.

На ней я увидел все устройство мира: солнце в зените и солнце на закате, лестницу на небо и лестницу под землю, окно и дверь на небо, небесный корабль. мировое дерево, пантеон богов с сюжетами, им сопутствующими, и таинственные надписи… Первоначально святилище было выявлено в 1985 году по краеведческой анкете, опубликованной в районной газете, — местному населению оно было известно как «камень с крестами». 

Этот уникальный памятник находится на берегу одного из притоков р.Кокшемги возле д.Тиуновской Тарногского района Вологодской области. В настоящее время святилище представляет собой два крупных камня, расположенных почти в метре друг от друга по линии запад-восток. Восточный камень — плоская плита неопределенной формы, до 1.9 м в поперечнике. Второй — западный — камень в поперечнике достигает 3 м, максимальная его высота — 1.36 м. Камень имеет круглообразный верх и четыре скругленные стороны,ориентированные по сторонам света.

Тиуновский камень

(«Земля в четыре углы, а небо круговидно», — как считали русские средневековые географы.) На ровных участках поверхности этого камня — с четырех сторон и сверху — и нанесены интереснейшие рисунки и надписи. В момент обнаружения святилища камень в основной своей части был покрыт мхами и лишайниками, так что на поверхности были видны лишь отдельные христианские кресты и детали двух антропоморфных фигур. Остальные рисунки выявлены уже в процессе изучения святилища в течение нескольких последующих лет.

В 1990 году автором и кандидатом исторических наук Н.Н.Скакуном были проведены трасологические исследования рисунков и определены способы их нанесения. Результаты исследований свидетельствуют, прежде всего, о том, что нет следов работы каменным инструментом — в основном применялся железный резец, оставляющий процарапанный след.

Тиуновский камень рис.2 Надпись в корнях дерева на восточной стороне камня

Это древнейшая часть рисунков, связанных с язычеством, и в отношении их возраста можно, как минимум, утверждать, что нанесены они были не в каменном веке и, вообще говоря, позднее эпохи бронзы. 

Другая часть изображений вырезана при помощи железного инструмента с твердым, хорошо закаленным лезвием. В этой технике выполнены почти все христианские кресты, но в двух случаях техника резания применена и в отношении языческих сюжетов. Наконец, в ударной технике выполнены два христианских креста, появившиеся здесь в последние годы.

Кратко охарактеризуем основные изображения Тиуновского святилища.  Восточная сторона камня имеет большой сюжетный рисунок. В средней его части находится стилизованное изображение дерева, корни которого опираются на горизонтальную линию, а ствол (длиной около метра) венчается кроной в виде шестигранника с крючками на четырех углах.

В нижней части ствола дерева в разные стороны отходят линии, которые можно считать корнями; чуть в стороне от них изображены четыре знака, каждый из которых в отдельности напоминает тамгу, но все вместе они производят впечатление надписи (рис. 2). 

Чуть южнее, рядом со стволом и кроной дерева, имеются сюжетный рисунок и еще одна надпись (см, рис.З). Сюжетный рисунок состоит из антропоморфной фигуры и крупной сложной постройки, изображенной за фигурой и несколько севернее ее, По общему виду строение напоминает юрту или чум и венчается главоподобным верхом и изображением христианского креста, о котором, учитывая результаты трасологического анализа, можно однозначно еказать, что он был пририсоваы к постройке позднее.

Тиуновский каменьрис.3 Антропоморфная фигура, постройка и надпись на восточной стороне камня

Ниже и несколько южнее сюжетного изображения находится горизонтальная надпись, выполненная кириллицей. На разных этапах исследования она читалась по-разному.

Первоначально ее прочтение было «поде ко маркуше», но в результате более тщательного рассмотрения надписи был принят другой вариант: «деко по маркуше». Правильность этого варианта подтверждает и мнение историка языка, доктора филологическнх наук Г.В.Судакова.

Следует отметить, что в вологодском, архангельском и некоторых других говорах слово «дековаться» означает совершать колдовские или издевательские действия, а имя «Маркуша» встречается в Авесте, где Маркуша — персонификация сил зла, холода и разрушения. 

На южной стороне камня имеются два изображения, первое из которых (рис.4), скорее всего, представляет собой корабль, причем художник постарался изобразить и набор судна, и мачту в ее оснастке. Изображение корабля на священных камнях в целом достаточно традиционно, поскольку корабль почитался в древности средством путешествия душ умерших в мир мертвых.

Тиуновский камень рис.4 Корабль на южной стороне камня

Второе изображение на южной стороне камня (рис.5) состоит из антропоморфной фигуры, высокого растения (которое позднее пытались переделать в православный крест) и кириллической надписи, наиболее вероятное прочтение которой — «кром».

Рис.5 Антропоморфная фигура и надпись на южной стороне камня (здесь и в других рисунках заштрихованы области повреждения поверхности камня)   

Еще два сюжетных рисунка расположены на западной стороне камня. На первом из них (рис.6) изображен олень или лось с антропоморфной фигурой на спине. В руках всадник держит некие предметы, которые, вероятно, можно трактовать как лук и колчан со стрелами.

Второй рисунок со всею осторожностью можно интерпретировать как изображение воина-всадника, попавшего в яму-ловушку, где установлено оружие-подрезы (изображенное как торчащие со дна ямы колья). Под этим рисунком по вогнутой дуге проходит четвертая надпись, выполненная, как и предыдущая, кириллицей и состоящая из пяти знаков. Прочтение надписи весьма затруднено; наиболее уверенным представляется вариант «орьям». 

Рис. 6. Один из рисунков на западной стороне камня

На западной и северо-восточной сторонах камня находятся изображения лестниц , две из которых (западные) ведут, вероятно, под землю, а две дру-гих (северо-восточные) — на небеса. Несколько слов следует сказать о датировке кириллических надписей на камне. Наиболее ранней из трех следует считать последнюю, расположенную под рисунком «воина, попавшего в яму».

Академик В.Л.Янин датирует ее кон-цом XIII-XV вв., доктор филологи-ческих наук А.А.Амосов — второй-четвертой четвертью XV в. Надпись «кром» А.А.Амосов датирует середи-ной XV в. Наконец, надпись «деко по маркуше» датируется В.Л.Яниным XIV-XVI вв., А.А.Амосовым — серединой второй половиной XV в., АА.Медынцевой — XV-XVI вв. В целом, данные палеографии дают основания считать, что святилище существо-‘» вало в XIV-XVI веках, причем XV }- век определяется наиболее уверенно.

Часть вторая

От Новгорода до Зауралья учеными записан не один десяток былин о Василии Буслаеве и камне-алатыре, а Тиуновское святилище находится как раз в центре их распространения. Ученые считают, что былины создавались в XIV-XV веках, надписи святилища датируются тем же временем.

Сюжет былин, вкратце, таков. Разудалого новгородского молодца Василия Буслаева, странствующего со своими дружинниками по торговым делам, неудержимо тянет взглянуть на некий камень-алатырь и потом через него перепрыгнуть. Прыгать же надо обязательно понерек камня. Василий сначала прыгает как все, а затем — вдоль, задевает правой ногой за камень, падает и убивается. В былинах много неясных мест, появившихся, надо думать, за сотни лет постепенного их забывания и искажения. Почему Василия так тянет к камню-алатырю? Почему надо через него прыгать? 

Одна из наиболее ранних былин повествует о том, чго на некоем камне сидит и обращается к нему за помощью в рождении сына Буслав Сеславьевич — будущий отец Василия. Явившаяся ему в этот момент «бабище матерая» предсказывает рождение сына. Обращение к культо-вым камням за помощью (в том числе за помощью в рождении детей) известно у многих народов мира. Так, в Минске еще в начале нашего века женщины, мечтавшне о ребенке, садились на камень под священным дубом.

Герой осетинского эпоса Сослаи был рожден из камня после того, как на него сел его отец, увидавший красавицу Шатану. В Вологодской области на р. Юг в местности Борок под святой сосной о камень с отпечатком ноги Богородицы еще в начале шестидесятых годов беременные женщины терлись животом, чтобы легче было рожать. Если предположить, что Василий Буслаев связан с камнем-алатырем по рождению, то становится ясно, почему он так к нему стремился — о нем он знает от своих родителей. 

Образ «бабищи матерой» также не случаен. Исторические источники доносят из глубин сведемия о женщинах-жрицах. Скандинавские саги, повествуя о путешествиях викингов на ссверо-восток Европы, упоминают о жрицах языческих святилищ. Главная жрица во время ограбления викингами храма поднимает одного из них над головой и, бросив на камень, ломает ему хребет. В восьмидесятые годы XVI века, когда 

Тиуновское святилище уже прекращает функционировать, Иван Грозный собирает для своих нужд в северных лесах шестьдесят кудесни-ков и колдуний, причем, в основном, он имеет дело с женщинами, предсказывающими ему момент смерти. 

Прыжок через камень-алатырь. так же, как и сиденье на нем, надо полагать, был ритуальным. Исходя из ми^юлогических представлений отображенных на камне Тиуновского святилища, можно вообразить себе ритуал, когда прыгагощий через его купол возносится в небо, в мир богов и может донести до них свое желание. Прыгать можно только с севера и северо-запада, поперек камня. Высота его здесь 0,7-1 м, притом движение идет вниз по склону. С юга и востока высота камня больше метра. Старушка из деревни Тиуновской говорила мне, что ее сверстники в возрасте 12-14 лет прыгали через камень, а девочки-сверстницы на камень садились. Но смысла этих действий уже никто не помнил. Ритуал прыжков, судя по тому, что он упоминается почти во всех былинах, был очень важным. Даже поздние былины, несущие на себе печать влияния христианства и отправляющие Василия путешествовать в Иерусалим, все равно упоминают о его прыжке через камень-алатырь. 

Не только ритуальные прыжки сближают камни с Тиуновского святилища и из былины о Василии Буслаеве, есть и совпадения в их описании. Одинаков размер камней: «через него только топор подать». В старейших вариантах былины камень называется «морская пучина вокругом глаза». Морской пучиной, судя по изображению корабля на куполе Тиуновского камыя, представлялось небо, а «вокруг-глаза» — это глаза богов, которых почитали в данном святилище. В былинах упоминается и о надписи на камне-алатыре, а на Тиуновском камне их четыре. Исходя из этого, мы можем предположить, что создатели и рассказчики былины о Василии Буслаеве опирались в творчестве на реалии своего времени.

координаты места для геокешеров

http://wikimapia.org/#lat=59.386799&lon=42.131538&z=11&l=&ifr=1&m=

Т-путешествия по местам Силы в Крыму: индивидуально - 15000, плановые (в малой группе) - 1500. Трансфер по Крыму.

В индивидуальном сопровождении включено: психоанализ и имидж-терапия, поиск и применение решений к существующим задачам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Крым Места Силы
Добавить комментарий