Гора Чумбылат

Марийцы, — пожалуй, единственный народ в Европе, сохранивший свою древнюю языческую религию в таком объеме и по содержанию и по ее соблюдению.

В настоящее время почти у каждой деревни имеются священные рощи — кyсото. Несмотря на то, что вот уже в течение пяти веков идет христианизация марийского населения, древняя религия предков сохраняется в душе большинства марийцев, а в последнее время она возрождается даже в тех регионах, где, казалось бы, марийцы полностью начали исповедывать православие.

Например, в этом году в деревне Яшнур Медведевского района, недалеко от Йошкар-Олы, где, казалось бы, живут одни крещёные марийцы, впервые за многие десятки лет прошли осенние моления. Что любопытно, православные миссионеры, узнав о предстоящих молениях, провели усиленную пропаганду среди населения и даже осуществили давление на руководителя Пригородного совхоза, обещавшего выделить верующим пожертвование. В результате он отказался от своего обещания. Несмотря на это, верующие вышли на моления, но не в таком количестве, как могло быть на самом деле, не будь контрпропаганды со стороны церкви.

Несмотря на скудость письменных документов, марийцы верят в факт существования государственности у своих предков. Одним из первых Онавуй или Кугыза (в русском понимании — государь или царь) марийцев ныне признан Чумбылат, живший примерно в ХII веке.

О том, что такой предводитель у марийцев был, подтверждается двумя важными моментами. На территории нынешней Кировской области есть гора Чумбылата, которая всегда была священным местом.

По преданию, этот Кугыза был любимым и уважаемым предводителем марийцев. Он в короткое время мог собрать многочисленное войско для защиты своих земель от нашествия врагов, наступавших в то время на марийские земли новгородских ушкуйников — передовых разбойничьих отрядов русских князей.

В 1181 году ушкуйникам впервые удалось хитростью окружить древнюю столицу марийцев Кокшар (ныне Котельнич) на реке Виче (Вятка). После жестокого столкновения им удалось разорить ее. Новую столицу марийцы построили на высоком берегу реки Пижма при впадении в Вятку и назвали ее Кукарка (ныне город Советск).

Отсюда было удобно предугадать возможные нападения чужеземцев и делать предупредительные вылазки. Так, под руководством Чумбылата было совершено нападение на укрепленные центры ушкуйников Котельнич и Хлынов (ныне Киров), в результате которой их стерли с лица земли.

Говорят, что по этому поводу в православных церквях долгое время проходили богослужения два раза в год. По-видимому, Чумбылат прожил долгую жизнь. Перед смертью он завещал похоронить его на вершине горы на берегу реки Немда. По преданию, он завещал своему народу в случае большой беды прийти к его могиле и попросить помощи. И, как повествует народная молва, он помогал людям в трудное время.

Но, как всегда, нашелся среди них негодяй, который решил проверить, встанет ли Чумбылат из могилы. Князь обиделся на неверующего и больше не вставал на помощь. Несмотря на это, народ продолжал ходить на гору молиться Ош Поро Кугу Юмо и Чумбылату, которого позже в молитвах стали называть Кугу Курык Кугыза (Царь Большой Горы). Марийцы верили, что Чумбылат помогает марийцам молиться, доносит их молитвы вышнему богу.

Моления у горы проходили регулярно и после завоевания марийских земель русскими. Это, разумеется, сильно беспокоило руководителей православной церкви и по указанию московского митрополита в начале 19 века по отношению к древней языческой религии было совершено кощунство, которое, по мнению многих нынешних верующих, должным образом возвернулось православной церкви большими разрушениями в годы сталинизма («не делай плохо другим»…).

В 1831 году, в сопровождении вооруженной охраны на гору Чумбылат прибыли десятки русских крестьян на подводах. Они под руководством вятского жандармского пристава сделали три подкопа под огромным камнем у могилы Чумбылата, заложили десять бочек пороха и взорвали. Но это не остановило верующих, марийцы продолжали молиться на своей священной горе.

С целью не допустить их туда, вокруг горы были установлены вооруженные посты. Тогда верующие продолжали молиться на другой горе в нескольких километрах от Чумбылата. Чтобы помешать этому, власти в радиусе двадцати километров из деревень выселили всех некрещенных марийцев и освободившиеся жилища заселили переселенцами. По этой причине в настоящее время многие деревни вблизи горы носят марийские названия, а преобладающее население в них — русскоязычное…

Крупные моления на горе Чумбылат возобновились в 1993 году, хотя обряды с участием ограниченного количества людей время от времени проводились и ранее. Каждые три года сюда приезжают люди с разных регионов проживания марийцев. В этом году 16 июля в молениях участвовали представители из Башкортостана, Татарии, а главными организаторами были религиозные общины из соседнего с Чумбылатом Сернурского района Марий Эл во главе с М. Шиляевым. Всего, на нескольких автобусах и автомашинах приехало около 100 человек, среди них очень много молодёжи.

Любопытный факт — почти не было верующих марийцев из самой Кировской области. Неожиданным для всех оказалось и то, как отнеслись местные власти к этому событию: прямой путь к месту моления был перекрыт накануне дня молений целой баррикадой из огромных валунов.

Дело в том, что по-соседству с Чумбылатом у подножия другой горы расположен каменный карьер, оттуда возят щебень для строительства дорог, нетрудно догадаться: нескольких карьерных самосвалов хватит для того, чтобы преградить дорогу на языческое священное место.

В результате паломникам пришлось ехать по другой ухабистой дороге, на несколько километров удлиннив свой путь… Тремя годами ранее произошёл аналогичный случай. На рассвете в день молений был устроен сильный взрыв для добычи камня. Из-за него щебень дождем посыпался на гору, где уже были организаторы молений, прибывшие сюда накануне.

Место, где располагается Гора, очень красивое. Через горную гряду протекает река Немда.

На горе Чумбылат к небу поднимается лес. У самой высокой точки на склоне белеют огромные камни — осколки взорванного полтора с лишним века назад утёса. На место молений нужно спускаться с горы вниз, удерживаясь за стволы деревьев.

С другой стороны к горе пройти нельзя, так как дорогу преграждает карьер, находящийся за лесом. У подножия горы — зеленый луг и заросший кустарником берег реки. К ней ведет тропинка. Удивительный уголок священной горы — прямо из подножия вытекает мощный родник и уже через три шага впадает в Немду.

Под струей воды поставлен специальный котел. Каждый пришедший на моления первым делом идет сюда, бросает туда монеты, умывается, три раза пьет из ладони, произнося молитву с просьбой у Кугу Курык Кугыза (Большой Горы Царь) добра и благополучия себе, своей семье, близким и далеким людям, просит благосклонности и помощи в проведении моления.

В этом году у подножия горы у трёх деревьев были разведены три костра для трёх богов: Кугу Курык Кугыза (Чумбылат), Мер Юмо (Бог народа) и Шочын Ава (Рождающая Мать).

Когда солнце поднялось над лесом, начинались моления у трех специально устроенных возле священных деревьев длинных деревянных столов — шагы. На них расставлены тарелки с команмелна (слоеные блины) и мелна (блины), перемеч (толстые блины с картофельным или творожным слоем поверху), хлебом, испеченными утром, творожными булочками туара, туески с пура (квас).

Хозяин каждого блюда подходит к ведущему карту (священнику) и тот произносит молитву по его просьбе. Кусочек от блюда бросается в костер, чтобы боги вместе с хозяевами вкусили его.

В это время помощники картов из котлов вынимают жертвенное мясо, отделяют от костей. Затем начинаются главные моления, при котором все присутствующие становятся на колени на специально привезенные льняные холсты. Полная тишина, только птицы щебечут наверху и священные слова картов откладываются в памяти каждого присутствующего.

После окончания главных молений каждый пробует приготовленную еду с неопровержимой уверенностью в том, что он этот обряд исполняет вместе с природой, ВМЕСТЕ с БОГАМИ и с ОШ ПОРО КУГУ ЮМО в ЕГО ВСЕЛЕННОЙ, одновременно чувствуя, что он — ЕГО создание и ЕГО частица.

В этом году благодарность богам выразили не только марийцы. Чтобы увидеть этот священный обряд и участвовать в нем вместе с марийцами приехали путешественник и фотограф из Суоми Ракс Риннекангас, который вложил свой надыр (вклад) и на него была куплена овечка. Были также представитель коренной религии из Эстонии Анзори Баркалая, эрзянка Татьяна Михайлова, тоже внесшие свой надыр.

Текст: Алеко Юзыкайн
Фотографии: Эрик Юзыкайн

ЕЩЕ ОДНА ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ О ГОРЕ ЧУМБЫЛАТ

http://wikimapia.org/#lat=57.419022&lon=48.922548&z=13&l=&ifr=1&m=b

Трансформационные путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года. Профессиональное сопровождение и трансфер.

Крымчанин, психотерапевт, проживаю в Севастополе. Автор серии книг о местах Силы в Крыму и историй Т-путешествий.

Крым Места Силы