В горном Крыму недалеко от Бахчисарая есть удивительное место. Между долинами рек Кача и Бельбек на высоте около 500 метров над у.м. находится горная Лакская долина.
На карте ее можно увидеть между селами Верхоречье и Высокое.
Здесь в средневековье находилось поселение и крепость Керменчик, которая располагается на одноименной горе над одним из правых притоков Бельбека над селом Высокое.
Сама крепость расположена на расстоянии в пол-километра от Высокого на скалистой возвышенности высотою более 700 метров над у.м.
Поражает в этом интересном месте совершенно иное.
Древние храмы
На относительно небольшой территории в окрестностях Керменчика и соседней деревни Лаки (ныне не существующей) только визуально без проведения раскопок еще сто лет назад можно было различить остатки 14 церквей и часовен.
Храмы были построены повсюду: на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников.
«В окрестностях Керменчика и теперь известны развалины одиннадцати церквей; девяти сохранились и названия: Троицы, Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Успения Богородицы, Евфимия, Иоанна Предтечи и Максима.
Конечно, все это маленькие церковки, от которых большею частью сохранились только едва приметные развалины; но все же я не знаю в Крыму нигде ничего даже и близко подобного!
Если прибавить три церкви в Лаке, то на пространстве не более четырех верст окажется четырнадцать церквей»
— писал с удивлением известный крымовед А. Бертье-Делагард в работе «Керменчик – Крымская глушь», увидевшей свет в 1898 году.
Главной церковью Керменчика была церковь Святой Троицы, располагавшаяся в центре средневекового села.
Бертье-Делагард, оставивший ее краткое описание, пишет, что «она представляет редкое, почти единственное явление в Крыму».
«Построена она очень хорошо, из крупного штучного камня, в три корабля, когда-то перекрытых сводами и даже маленькими куполами; корабли разделялись двумя рядами восьмигранных колонн, из коих одна еще стоит на месте», — пишет исследователь.
Рядом находилась Свято-Феодоровская церковь, посвященная Феодору Гаврасу. В храме хранился древний образ этого святого, вывезенный в 18 веке во время депортации крымских греков.
В 19 столетии церковь была перестроена новыми жителями села, а в 50-х годах 20 столетия разрушена. А руины храма Успения Богородицы почитаются и по сей день местными татарами как азиз — святое место.
Но, рассказ наш не о всей котловине, а о небольшой Лакской долине и тех местах, что находятся на ее территории: храме св. Луки, источнике Панагия (Всесвятая) и горах св. Ильи-Пророка и св. Анастасии Узорешительницы.
гора св. Ильи
Поиски Грааля
13 декабря 1941 года в Крым прибыл «рыцарь Грааля» руководитель «Айнзацгруппы Д» Отто Олендорф. Среди мест, которые привлекли его внимание, был и Керменчик. Возможно, потому что кладбища в окрестностях села считались готскими.
Однако подготовка экспедиции в окрестности Керменчика встретилась с проблемой в виде отрядов партизан, находивших поддержку среди местного населения.
Считается, что в качестве мер по обеспечению безопасности экспедиции было решено уничтожить село Лаки, жители которого поддерживали партизан.
23 марта 1942 года село окружили немцы и каратели из добровольческого татарского батальона. Жители деревни были убиты или интернированы в другие населенные пункты, все здания в селе сожжены, сохранился только храм святителя Луки.
История храма
Это храм, названный в честь апостола и евангелиста Луки, располагается между селами Высокое и Верхоречье в Бахчисарайском районе Крыма в красивейшем месте на возвышении между двумя живописными невысокими горами-холмами высотой около 500 м — Ильи-Пророка и Анастасии Узорешительницы.
гора и пещерный город Тепе-Кермен
С этих двух гор открываются виды на знаменитые пещерные города Крыма Тепе-Кермен и Качи-Кальон, на горы Чатыр-Даг и Черная.
Путнику, идущему со стороны Верхоречья, храм открывается совершенно неожиданно. Сейчас храм восстановлен и сияет своей белизной на возвышенности.
Настоящая статья первоначально описывала руины храма с. Луки, который ныне восстановлен и потому далее вы увидите и старые снимки храма и его обновленный вид.
Храм до и после
Подходим к храму со стороны колокольни. Над входом надпись по-гречески: «E-T-O-SIGMA 1904» (ГОД 1904).
Выше этой надписи на полукруге — другая: «N-A-O-SIGMA T-O-Y A-Г-I-O-Y К-A-I E-Y-A-Г-Г-E-Л-I-SIGMA-T-O-Y Л-O-Y-K-A» (Храм Святого и Евангелиста Луки).
И еще выше — третья, сохранившаяся хуже и более длинная, но которую распознать уже не представляется возможным.
Колокольня сохранилась только до звонницы; слева и справа от нее боковые комнаты. Стены покрыты штукатуркой; кое-где видны росписи по ней.
Купол храма сохранился. На снимке видно каким он был ранее и как внутреннее убранство храма изменилось в настоящее время.
Роспись храма
На стенах храма еще недавно были видны остатки росписи, но в связи с тем, что храм был реставрирован, следовало реставрировать и сами росписи внутри храма.
Поэтому они сейчас уже не видны нам, но это не умаляет значение храма, а новая напольная мозаика с птицами дала ему новую жизнь, о чем мы расскажем ниже.
Пока же можете рассмотреть те сюжеты, которые сохранились от старого храма и уже не видны в новом.
Видны были частично изображения евангелистов в виде старцев, настолько глубоко «впечатавшиеся» в штукатурку, что они остались, несмотря на то, что один из слоев штукатурки, а именно самый верхний, наружный, с росписью, был содран.
Только на месте Евангелиста Луки штукатурка содрана полностью до камня, и уже ничего не видно вообще.
А вот так выглядел алтарь до восстановления храма и в настоящее время.
И пусть пока нет росписи внутри храма, но рано или поздно в этой статье появится и третья очередь снимков, на которых мы увидим новый внутренний облик храма св. Луки Евангелиста.
У алтаря на тот момент сохранилась облицовка и часть штукатурки с росписью по ней, на которой виден простой узор.
Над пилонами купол начинается не сразу, а есть еще круглая башня с 8-ю окнами и 8-ю пространствами между ними, где находились, по всей видимости, иконы.
Хотя мне и разрешено было делать в храме фотоснимки, я не стал снимать алтарную часть, а ограничился иконостасом и царскими вратами.
Птицы в храме
Если приглядеться внимательнее к храму, то его отличительной чертой является наличие изображений различных видов птиц.
Они и на входных дверях в храм, и на напольной мозаике у входа, и под куполом храма, и внизу иконостаса…
Эти 12 птиц для нас загадка, ребус. И разгадать его можно будет лишь изучив символику Византийской церкви и религий Древнего Египта, Шумера и Вавилона, где также присутствует образ птицы как определенных свойств Божьих.
Я пытался выяснить что же означают птицы в храме и какие именно их виды там изображены, но никто так и не дал мне ответа на мои вопросы. Пришлось мне искать самостоятельно ответа на свои вопросы. Статья о птицах в храме…
Другие артефакты
Помимо изображений птиц есть и другие значимые артефакты в храме.
Из Киево-Печерской лавры была привезена и подарена храму икона св. Иоанна Предтечи. Она уже тем удивительна, что исполнена в рост.
На иконе изображен Иоанн Креститель, держащий одной рукой чащу с Богомладенцем Христом, над которым сияет Вифлиемская звезда, а перстом другой руки указывая на Христа как на образ, которому следует соответствовать на личном жизненном пути.
Не за этим ли сюда в свое время являлся в 1941 году Отто Олендорф, после чего была уничтожена все жители селения Лаки? Он искал Святую чашу или Святой Грааль, который был сокрыт на востоке Византийской империи, в Тавриде. И по сей день этот священный артефакт находится в Крыму…
Икона св. Иоанна Крестителя исцеляет по просьбе молящихся от разных недуг, в том числе и от онкологических заболеваний и от безплодия. Только обращаться нужно не к самой иконе, а через образ святого к Богу.
Это как если бы вы пришли к другу своему и попросили у него помощи. И друг окажет посильную помощь по вашей просьбе. От того, как просите — то и дается.
Источник и купель
Но и это еще не все. Ниже храма, в низинке где расположены недостроенные отцом Гавриилом (умер в 2015) помещения, находится источник с купелью.
Когда-то здесь бил чудотворный источник, возле которого стоял храм Пресвятой Богородицы и была купель. В настоящее время воду из источника можно набрать в колодце, где есть и ведро и лейки и кружка.
Вкус у воды такой, что когда пьешь ее, через какое-то время снова хочется пить, что бы почувствовать ее сладость во рту. И хотя особой потребности в воде не испытываешь, все же нет-нет да и сделаешь пару-тройку глотков снова.
Мечтал этот храм восстановить старец отец Гавриил, который прибыл в скит св. Луки с одного из западноукраинских православных монастырей.
отец Гавриил
Пришлось мне как-то случайно встретиться с одним его учеником, отцом Сергием, на горе Божьей что между Кременцом и Почаевом.
Необычная случилась встреча, разговорились и оказалось что знаем отца Гавриила оба — меня старец благословил на мой путь, а его — на отшельничество на Божью гору. Там и встретились.
Старец
По разному воспринимали люди старца, многим с кем я приезжал к нему, потом приходилось разъяснять что он имел в виду. Говорил он всегда иносказательно, выдумывая разные истории словно сказки из жизней святых, но всегда точно и верно говорил человеку с чем тот пожаловал и что ему нужно изменить в себе.
Жаль, не все и не всегда понимали его, а некоторые даже агрессивно относились к нему всего лишь потому, что он, как зеркало, отражал их действительность и обнажал то, что они сами от себя сокрыли так глубоко, что самим не отыскать.
Вот и приезжали к отцу Гавриилу люди отовсюду за советом, а потом уезжали в недоумении, как полученный совет применить в жизни, ведь весь уклад жизни для этого следовало менять.
И что бы облегчить их жизненный путь, отправлял старец пришлых людей к купели, где они хоть ноги должны были омыть свои, что бы исцелиться и физически и душевно и духовно.
И по сей день все, кто приезжает в Лаки, идут к купели источника и омывают ступни ног, руки и лицо, а потом уже и воду пьют и с собой ее берут как целебное средство от многих болезней.
Так что и вам советую последовать последней воле ныне отошедшего уже к Господу отца Гавриила и омыться водой из источника.
Не стоит волноваться, если в теплое время года вода в купели будет зеленоватого цвета. Это цвет ивы осыпается в воду и придает ей такой оттенок.
Наберите просто ведро воды из колодца и опрокиньте его на себя (предварительно раздевшись) или хотя бы просто омойте ноги, руки и лицо водой из источника.
Уж точно, хуже не будет. И помяните отца Гавриила, испросив его молитв за вас и ваших близких: «Святый отче Гаврииле, моли Бога о нас».
Ну, и напоследок все же вернемся к значению символа птицы. В византийской традиции птицы означают различные качества и свойства Божьи.
Следует сразу же оговориться, что птицы пришли в христианство из более ранних религий Эллады и Египта. Рассмотрим же какие виды птиц изображены в храме и чему они соответствуют.
Об этом — отдельная статья: Образы птиц в византийском христианстве.