Есть в Крыму уникальная долина по которой протекает река Бельбек. Долина не широкая и не узкая, растянулась на 20 км от Танкового до Соколиного.
Центром этой долины можно назвать (условно) село Голубинку (ст.назв. Фоти-Сала греч. фоти-свет, сала-селение).
Есть в этой долине интересные места, такие как горный массив Бойка с его вершинами — Богатырь и Сотира, с храмом Спаса на Махульдурском перевале.
въезд в Бельбекскую долину Крыма
Есть Большой Каньон и водопад Серебряный, есть и другие места, которые я частично опишу в этом маршруте.
А посвящен он будет трем местам — пещерному монастырю Челтер-Коба, мысу Бурун-Кая и древней готской крепости Сюйрень на мысе Куле-Бурун (Башенный).
Начнем же с того, что в километре от села Большое Садовое находится мужской пещерный монастырь св. Феодора Стратилата именуемый также Челтер-Коба.
У северных границ средневекового христианского княжества Феодоро на юго-западной территории Крыма ещё в VIII веке возникла необычная обитель.
В естественных пещерах обрывистой Гроб-скалы у подножия мыса Ай-Тодор поселились монахи-отшельники, основав монастырь, позже получивший название Челтер-Коба.
Пещеры были вырублены задолго до появления монахов в Крыму теми, кого ныне историки и археологи называют троглодитами ((др.-греч. τρωγλοδύτης — «живущий в пещере»).
Вот и пришлись их древние жилища кстати монахам. Были некоторые пещеры расширены и внутренние их полости стали православными храмами.
Комплекс из более чем 23 пещер разной величины, имеющих определённое назначение, напоминает настоящий городок, полностью себя обеспечивающий.
Миниатюрные кельи с низкими сводами служили для проживания монахов. Имелись хозяйственные помещения для хранения продуктов, жильё управляющего всем монастырским бытом, просторная трапезная для общего принятия пищи.
Особенное помещение с высокими сводами, закруглённое и сужающееся к востоку и западу – пещерный храм, занимающий естественный грот площадью свыше 150 кв.м.
Алтарь находился в вырубленной прямоугольной нише, отделённой невысокой преградой от апсиды.
Вдоль стен сохранились скамьи, а прямо в полу – захоронения, ещё несколько могил – в западных пещерах храма. Обычно в таких монастырских церквях сберегались мощи святых.
Рядом с алтарём примыкают небольшие ниши, вероятно, выполняющие роль диаконника и жертвенника, у северо-восточной стены – углубления, похожие на разрушенную купель баптистерия.
Вытянутый 140-метровый грот коридорного типа ведёт к источнику, снабжающему монастырь Челтер-Коба водой и расположенному в верховьях ущелья Хор-Хор (в переводе – «беда-беда»), которое разделяет мысы Куле-Бурун (Башенный мыс) и Ай-Тодор.
старый снимок- купель уже выглядит по другому
Монастырский скит просуществовал до XV века и был разрушен турками, уничтожившими и княжество Феодоро.
Лишь в начале ХХІ века после посещения святого места митрополитом Крымским и Симферопольским Лазарем принято решение о восстановлении монастыря.
Сегодня возобновлено богослужение в пещерном храме, сооружена звонница, обустроены некоторые кельи, и есть надежда, что возвратится былое величие Челтер-Коба.
Более подробно о монастыре св. Феодора Стратилата можно узнать здесь.
Пройдя источник, поднимаемся вверх по тропе и выходим к древней дороге.
Ныне она уже стала грунтовой, но местами видно что она была отчасти мощеной, а отчасти проходила по поверхности скалы, отчего на ней остались следы от колес гужевого транспорта.
Выйдя на дорогу, сворачиваем налево и идем до первого поворота на право.
Пройдя по нему, снова на развилке сворачиваем налево и через какое-то время дорого становится пешей тропой и выводит нас на самую оконечность мыса Бурун-Кая.
Бурун — это мыс, а если быть точным, то с тюркского это переводится как выступающий, торчащий.
Нос тоже «торчит» на лице. Кая — это скала.
Однако местное население называет эту возвышенность Утюгом, т.к. ее очертания напоминают его форму. На снимке ниже возвышенность расположена справа.
Есть много различных мест Силы в Крыму со своей уникальной энергетикой. Многие из них описаны на сайте МЕСТА СИЛЫ В КРЫМУ.
Каждое из этих мест обладает своей уникальной энергетикой, а те что находятся на возвышенностях от 400 метров и выше, дают нам возможность более эффективно выстроить взаимодействие с информационным полем планеты. И называется это информационное поле планеты — ноосферой.
Местоположение мест Силы на карте Крыма
Одним из таких мест является гора Бурун-Кая, с которой открывается вид почти на всю Бельбекскую долину.
Находясь на таких вершинах мы попадаем в эфирное поле планеты физически и можем даже видеть пространственные энергетические структуры, описывать которые я не стану.
Видят их все по разному и потому и воспринимают и описывают также их в различных вариациях.
Единственное что могу пояснить в отношении подобных пространственных структур, так это то, что видеть их можно лишь в том случае, если ваш логический ум в этот момент не используем вами.
За логический анализ отвечает левая теменная часть, а за пространственное восприятие — правая теменная часть.
Но, нам не нужно специально «настраиваться» для работы той или иной части мозга.
Достаточно лишь «отключиться» от действительности, расслабить зрение и смотреть в даль, в пространство перед вами.
Через какое-то время ваши мысли остановятся и перестанут осаждать ваш ум. Вот тогда вы сможете видеть то, что не видимо обычному зрению.
Выглядит это как проявление полупрозрачного объекта в пространстве. Можно сказать, что это могут быть фантазии, иллюзия или что-то еще, но у каждого свое понимание мира.
Пусть скептик остается скептиком, а тот кому интересно видеть мир под разными углами — видит его всегда по новому.
На склоне, неподалеку от тропинки к Бурун-Кая находится реликтовая тисовая роща с двумя родниками: один вытекает из-под тиса, возраст которого составляет многие столетия, а второй (внешне напоминающий лингам) — находится в гроте.
Однако, давайте немного познакомимся с тисом и его свойствами…
Тис — дерево смерти и возрождения, живущее несколько столетий, а порой и тысячи лет.
Растёт он очень своеобразно: постепенно его ветви, растущие у земли, укореняются и превращаются в новые стволы, которые растут уже самостоятельно.
Со временем эти стволы охватывают центральный ствол, который постепенно разлагается.
Таким образом, новые стволы питаются плодородной массой старого дерева, и дерево постоянно омолаживается.
Тис — символ цикла, повторяющегося из года в год. Это символ перехода и воскрешения, как трансформации.
Тис обладает сильной энергетикой, активизирующей деятельность человеческого организма и благотворно влияющей на состав нашей крови.
Связано это с тем, что, в первую очередь, сила тиса очищает нашу кровь от накопившейся в ней энергетической грязи.
Это добавляет нам сил, лечит аллергические заболевания, продлевает срок жизни.
Обычно к тису идут в момент физической и психической усталости. Помогает в этом прогулка от 10 минут до получаса, но не более.
Тис обладает рядом специфических, необъяснимых особенностей. Его ствол, по достижении деревом 400-500 лет, становится полым изнутри, хотя дерево продолжает расти, формировать ветви и крону.
В полом стволе могут появляться т.н. воздушные корни, образуя новый ствол. В результате одно дерево с возрастом представляет собой переплетение стволов.
Даже если показалось, что дерево мертво, — поврежденное молнией, или по какой-то причине лишившись части ствола, — оно может вдруг образовать новый ствол и, омолодившись таким образом, продолжить свою жизнь, вечную с человеческой точки зрения.
К тому же, из-за того, что ствол становится полым, невозможно вычислить точный возраст дерева по годовым кольцам.
В руническом письме название «тис» носят две руны Eihwaz и Ehwaz. Также он является священным деревом Тора — защитника справедливости в исландской мифологии. У древних кельтов тис был символом бессмертия, а полые стволы тисов считались воротами в Иной Мир.
Эти деревья с темно-зеленой хвоей и причудливо переплетенными стволами росли в местах, почитавшихся у друидов священными, там хоронили королей и проводили ритуальные сборы.
Но, давайте вернемся все же к местам Силы и продолжим далее наш маршрут, отправившись на третью оконечность — мыс Куле-Бурун (тюрк. Куле-башня, бурун-мыс). Возвращаемся снова на дорогу, сворачиваем на право и идем пока не дойдем до башни.
Неподалеку от Бурун-Кая находятся остатки готской крепости Сюйрень. От нее правда осталась лишь часть восстановленной башни и крепостные стены.
Находятся они на восточной стороне мыса Куле-Бурун. Восстановлены в V веке н.э. византийскими строителями для защиты горного прохода второй гряды Крымских гор, ведущего к Херсонесу.
Крепость просуществовала до конца ХІІІ века и пала под натиском вторгшихся в Крым монголо-татар.
Укрепление ограждено стеной толщиной почти 3 м, сложенной из каменных блоков и выступающей наружу тупым углом с возвышающейся смотровой башней.
В верхних ярусах находилась капелла, стены и купол которой расписаны удивительной красоты фресками. Фрагменты фресок сохранились до нынешнего времени.
Но все же нас интересует не крепостная башня, а та часть горы, которая находится за ней.
Мы идем туда. А от нее уже вдоль одного из бортов пройдем вдоль всего мыса к самой его окраине…
Вообще, это место можно рассматривать как отдельный маршрут, не связанный с монастырем Челтер-Коба и выходом на Бурун-Кая.
Однако, учитывая тот факт, что нам нужно будет пройти рядом с ней по возвращении домой, мы можем как заходит туда, так и пройти мимо, просто спустившись в балку и выйдя в Большое Садовое через 20 минут пути.