Храм Христа Спасителя на горе Бойка
На вершине горы Сатера что с греческого переводится как спас или спаситель, было некогда древнегреческое поселение. Гора Сатера находится на горном массиве Бойка, в нескольких километрах от села Богатырь Бахчисарайского района Крыма.
Именно там было одно из феодальных укреплений Византийского княжества Феодоро (Дори), где и был поставлен некогда православными греками монастырь Христа Спасителя. Уж что ранее было построено — укрепление или монастырь — не известно.
От монастыря и его храма остались лишь остатки фундамента, а от укрепления — и вовсе почти ничего нет. Но рассказывают об этом месте разные интересные истории: то белобородых стариков в белых холщовых рубахах туристы встретят…
Только место это сильное и по вере дается познать его. Кто не готов — близко не подойдет к нему. Но уж если попал — будь готов впрячься и тащить свой долговой воз по пути жизни.
В общем, все как всегда: каждому дается по заслугам его. Кому прощается, а кому и нагружается еще больше. Связано это место сакрально еще и с верностью. Если уж попал в него, знай: скоро в твоей жизни наступят перемены…
храм Христа Спасителя
Добраться же к храму на горе Сотера можно лишь пешим ходом несколькими тропами. Две из них: 1) со стороны поселка Богатырь и 2) со стороны водопада Серебряный вдоль Большого каньона Крыма.
Оба пути несколько сложны для неподготовленных, но молодым и активным грех не пройтись пару десятков километров по Крымским горам дабы попасть к подобному месту…
Мы же с вами доедем до села Богатырь, с окраины которого и начнется наш путь. На окраине села есть небольшое, но ооооооооочень красивое озеро.
Один из родников, исходящих из Бойки впадает в долину и запруда не дает воде уйти вниз к селу.
Когда то это место было священно у коренных народов, населявших эту местность (как впрочем и сам массив горы Бойка).
озеро и вдали виден Бойкинский горный массив
На месте где сейчас находятся остатки фундамента самого большого в Крымских горах православного храма находилось древнее святилище. Место это известно еще с очень далеких (14 в. до н.э) и было почитаемым всегда и всеми.
Кто приносил к нему цветы, кто — фрукты, кто — богатства свои, а кто прости приходил и проходит с одной молитвой, данной нам Христов — Отче наш, в которой заложены все просьбы к Богу, от прощения до нисшествия Духа Святого на человека.
Просите Создателя и получите. Помните только, что дано будет вам по вашей готовности нести Свет Сердца миру и не иначе.
Следует учесть, что это место работает с человеком на восстановление функции «внутреннего видения», т.е. «третьего глаза». Но здесь вы можете получить куда большее, чем просто способность сверхвидения.
Я имею в виду, что каждый, кто приходит сюда с чистыми помыслами получает дар Божий — понимание себя, своего внутреннего мира и возможность его изменения без воздействия на мир внешний.
Подумайте над этим и лишь потом принимайте решение, стоит ли вам идти к этому месту или же все таки лучше отложить.
Если вы не готовы — вы просто ничего не получите. Придете пустыми — и уйдете ни с чем :), а придете отдать себя без остатка — получите все. Не торопитесь, подумайте прежде идти или ехать.
Выберите другое место Силы и если дажы вы его уже посещали, все равно посетите его еще раз. Поставьте при посещении цель понять себя и услышать свое Сердце и голос Бога в нем.
Если цель будет достигнута и вы почувствуете, что изменились — тогда можно подниматься :).
Совет: прежде чем идти на Бойку, обязательно стоит посетить храм Солнца. Если вы будете совершать восхождение с целью получить что-либо для себя на Бойке, то нужно уметь принимать.
Предварительное посещение Храма Солнца структурирует ваше восприятие и даст покой, нужный для посещения Бойки. Если что-то будет из указанного не понятно — просто позвоните мне и я разъясню.
Каменный цветок Храма Солнца
Еще немного о горном массиве Бойка.
Массив горы Бойка – северный отрог Ай-Петринской яйлы, отделённый от неё ущельем Большого Каньона. В массиве Бойки – 5 вершин.
Самая высокая – гора Сотира («Спаситель»), её высота – 1173 м. Общая площадь массива – более 300 кв.км.
По одной из версий, название массива происходит от древнеиранского «Пойка» — «луг», «пастбище». Впрочем, существует мнение, что название «Бойка» — вариант тюркского «Биюк-кая» — «большая скала».
Хотя, название «Пойка», или даже «Почтенная Пойка» упоминается в средневековых источниках. Я же считаю, что название возникло от Бейкас — горы в заливе Золотой Рог возле Константинополя. А уже потом трансформировалось из Бейкос в Бойку.
Вообще, топонимика Бойкинского массива достаточно интересна. Самая высокая гора массива носит название Сотира – в переводе с греческого – «Спаситель».
Гора, возвышающаяся над долиной Коккозки – Курушлю – в переводе с тюркского – «стража». Ручей, стекающий с Бойкинского массива и впадающий в русло Большого Каньона, носит название Йохаган-су – в дословном переводе – «нет власти хана», «неподвластный хану».
Источник Пания в Большом Каньоне – «Панагия» — «Всесвятая». Сами названия говорят нам об обжитости этих мест с древнейших времён.
Массив Бойки занимает особое место в исследованиях средневековой истории Таврики. По мнению исследователей, Бойка представляет собой уникальное явление среди прочих укреплений Юго-Западного Крыма.
На территории Бойки обнаружены остатки шести средневековых поселений. Средневековые фортификаторы возвели стены, перегораживающие перевалы, ведущие вглубь массива.
На одной из вершин Бойки в VIII-IХвв. был построен большой по тому времени храм Спаса. Кроме этого, были выстроены три укрепления – два из них – на вершине утёса Курушлю-кая, третье – по определению археологов – укрепленный загон – на утёсе близ Бойкинского водопада.
Хребет, соединяющий массив с Ай-Петринской яйлой был перекопан глубоким рвом. Площадь, огороженная стенами, достигает 225 кв.км. По размерам с ним не может сравниться ни одно укрепление Таврики.
По предположению, записанном О.И.Домбровским, это городище представляло собой замкнутый удел, состоящий из нескольких сельских поселений, объединённых вокруг большого храма Спасителя, который в Х-ХIIIвв. являлся религиозным и административным центром.
Видимо, Бойка представляла собой укреплённый церковно-феодальный комплекс – явление, оригинальное среди средневековых памятников Крыма. Аналогичное явление представлял собой массив горы Аю-даг с её стенами и укреплённым монастырём.
Возникновение укреплений на Главной гряде Крымских гор историки относят к VIII в. Именно тогда полуостров попадает под власть Хазарского Каганата.
В середине VIII в. хазары, пользуясь ослаблением влияния Византии на горную Таврику, активно проникают в предгорья, обкладывая население тяжёлой данью. Всё это привело к вспышке антихазарского восстания 787 г., жестоко подавленного властями Каганата.
Власти Каганата ремонтируют и восстанавливают византийские крепости Мангуп и Чуфут-кале, возводят укрепление Кыз-Кермен.
Военные невзгоды, связанные с борьбой за влияние в Таврике Хазарского Каганата и Византии, а потом и проникновение в Таврическую степь печенегов заставляют местное население искать убежища в горах.
В условиях нестабильности обстановки, постоянной угрозы набега и ограбления, местное население прибегает к строительству укрепленных стенами горных убежищ. Методы строительства, очевидно, несут следы местной традиции и примеров византийской фортификации.
Стены бойкинских укреплений сложены из дикого камня насухо или с использованием известкового раствора. Их ширина – 1,5 – 2,6 метров, сохранились в высоту до 3-х метров.
Длинными стенами перегорожены доступные перевалы, ведущие на плато Бойки. Общая протяженность заградительных стен массива достигает 1500 м. Кроме того, имеются три укреплённых убежища, условно называемые Куршлюк-I,II,III.
КУРШЛЮК – I. Укреплённый загон Х-ХIIIвв.
Представляет собой вытянутый с северо-запада на северо-восток мыс, длиной 84, шириной 27м., отгороженный от остальной части плато полукольцом оборонительной стены (45м.), сложенной насухо из крупного бута. Толщина стены – 1,5 – 2м., сохранилась в высоту до 1,5м.
Керамика встречается редко и большей частью в мелких фрагментах. Культурный слой отсутствует. На скальной поверхности собраны обломки стенок пифосов, красноглиняных кувшинов, горшков, сероглиняной лепной керамики IХ-Хвв.
КУРШЛЮК – II. Сторожевое укрепление Х-ХIII вв.
Состоит из крепостной стены, отделяющей от крутого каменистого склона небольшую площадку, размером 78 х 49м. В некоторых местах стены сохранились на высоту до 3 м.
Сложены из бута при помощи известкового раствора или насухо. Толщина стен 2-3м. Общая протяженность – 96м.
У входа в укрепление – развалины четырёхугольной башни. Подъёмный материал – керамика ХII – ХIIIвв. За территорией укрепления – руины небольших однокамерных построек.
КУРШЛЮК – III. Убежище, укреплённый загон Х-ХIIIвв.
Находится на западном склоне г. Куршлюк, в р-не Весеннего водопада. Укрепление занимает скалистую возвышенность, окруженную по периметру каменной стеной, сложенной из бута насухо.
Толщина стен – 1,3 – 1,5м., сохранилась в высоту до 1,5м. Стена двухпанцирная, с внутренней забутовкой мелким камнем и щебнем. Вход – с восточной стороны. Общая протяженность стен – около 120м.
VIII – Хвв. – время окончательной победы христианского мировоззрения в Горной Таврике. Именно в это время создаётся Готская епархия.
В крепостях и на поселениях строятся храмы. К IХ – Хвв. относится и создание в Горной Таврике христианских монастырей.
О существовании на Бойке большого храма Спасителя рассказывал ещё известный крымский краевед В.Х.Кондараки. В 1955-1956гг. археолог О.И.Домбровский, обследуя Бойкинский массив, обнаружил руины храма на возвышенности близ Махульдурского перевала.
Большой храм (его размеры 27 х 18 м.) был построен из местного, довольно красивого камня – бойкинского конгломерата. Он представляет собой трёхнефный, трехапсидный храм базиличного типа. Внутри храма – захоронения, очевидно, священников, служивших в нём.