В поиске Святого Грааля

АНДРЕЙ ОСТАШКО

П Р Е Д А Н И Я . . .

В мифах, сагах и священных религиозных текстах разных стран и народов можно встретить сюжеты о чудодейственных предметах оставленных людям богами.

Среди этих преданий, пожалуй, самым загадочным являются тексты о Священном Граале. В реальном существовании этой таинственной реликвии не сомневались авторы средневековых рыцарских романов и хроник. На его поиски отправлялись рыцари и авантюристы, за него воевали и гибли люди. Парадокс заключается в том, что у нас не имеется ни одного свидетельства кого-либо, кто бы собственными глазами видел этот сакральный предмет. Более того, не известно, чем же он был на самом деле…

Впервые о Граале упоминает в рыцарском романе-поэме конца XII в. француз Роббер де Борон. В нём речь идёт о чаше, в которую Исиф Аримафейский якобы собрал кровь после распятия Христа. Затем эта святыня попала в Британию и хранилась у мага Мерлина и его воспитанника короля Артура, который по последним данным был сарматом родом с Северного Причерноморья. Существует версия, приведённая Николаем Рерихом, согласно которой в иранской поэме V в. «Перси Валь Наме» речь идёт именно о Граале и его хранителе Перси Вале, который уже позднее, в рыцарских романах XII-XIII вв. Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха и др. превратился в Парсифаля. Эшенбах повествует: «Его (Грааль) когда-то принёс отряд, который затем снова возвратился к сияющим звёздам»…

Согласно преданиям, Святой Грааль это либо Чаша, либо Камень, который первое время хранился где-то на Востоке в замке Монсальват. Сегодня принято считать, что легенды об этой святыне появились на юге Франции, где было распространено еретическое движение катаров и альбигойцев, замком которых был Монсегюр в Пиренеях. В 1209 г. против них был совершён первый Крестовый поход папой Иннокентием и французским королём Филиппом II Августом. После геноцид длился ещё несколько десятков лет, а в 1243 г. Монсегюр пал. Четверо посвящённых успели уйти и унести с собой в горы самую дорогую святыню катаров – Грааль…

В священных преданиях Индии и Тибета упоминается некая Чаша Будды, которая связана с другим сакральным предметом — магическим камнем Норбу Ринпоч или Чинтамани. Согласно легендам, его доставил на землю космический посланник из созвездия Ориона. Николай Рерих упоминает о нём в своих работах, есть некоторые свидетельства, что он имел контакт с этим камнем, — Чинтамани сопровождал его в Трансгималайской экспедиции. Его супруга, Елена Рерих, в своей книге «Криптограммы Востока» пишет: «Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую. Сокровище в ней – дар Ориона». В мистическом направлении ислама – суфизме, тоже существует культ поклонения Священной Чаше.Чаша Грааля изображена и на иконе XIV в. – «Троица», работы Андрея Рублёва…

В русских былинах тоже есть упоминание о сокровенном камне, — это Алатырь-камень, как уточняет «Голубиная книга» — «всем камням отец». Он хранился где-то на Севере, близ Студёного моря, а его хранителем был – сын Ильи Муромца от Златогорки, невенчанной жены Святогора, — Сокольник. В германских же сагах хранитель Грааля – рыцарь-лебедь Лоэнгрин, в образе которого просматривается использование гиперборейского тотема Лебедя. В средние века в Европе возникли приверженцы таинственного культа пророка Мани (216-277 гг.), учение которого было тесно связано с зороостризмом. Манихейство в разных видах просуществовало около тысячи лет. На Западе именно альбигойцы трансформировали его в своё учение, на Востоке же оно проявилось, как – богомильство…

Поиски Святого Грааля идут уже около тысячи лет, то в одном, то в другом месте происходят сенсационные находки. В Пиренеях – это каменная чаша, якобы спрятанная здесь катарами, в Ирландии, — чаша, найденная в XIX в. в Арде. Но поиски этой святыни были не только на Западе и Востоке, — искали Святой Грааль и в горах Тавриды. Об этом пишет в своей книге «Загадка княжества Феодоро» писатель-журналист – Андрей Васильев. В книге даётся исчерпывающая информация о христианстве в средневековой Таврике, о связях существовавшего здесь последнего осколка Византии и светоча Православия с остальным миром. Сегодня Андрей Васильев является председателем «Общества Святого Феодора Гавраса» в городе Севастополе. В данном очерке приводится его работа о поиске «Золотой Колыбели» в Тавриде…

« КРЫМCКАЯ ШАМБАЛА »

«…В душе встают неясные мечтанья
Как будто он на камнях древних плит
Хотел прочесть знакомый алфавит,
Да позабыл понятий начертанья…»
Максимилиан Волошин

Массив Бойка отделён от Ай-Петринской яйлы глубокой щелью Большого Каньона, общая его окружность превышает 60 км (пл. 300 кв. км). С плато на массив ведёт единственный длинный и узкий хребет, переходящий в юго-восточную сторону Бойки. Пять вершин образуют глубокую котловину, наклонённую к руслу Каньона. Возле его устья на западе начинается скалистый кряж Курушлюк (1026 м), который тянется над шоссе и долиной речки Коккозки, чуть севернее его, на северо-западном склоне массива, вздымается над селом Соколиным (Коккоз) и одноимённой долиной вторая вершина — гора Богатырь (1087 м). Третья «голова» — это Сотира, в переводе с греческого «Спаситель», она самая высокая – 1173 м, и образует северо-восточную часть массива, нависая над селом Нагорное (Махульдур), откуда идёт заброшенная древняя дорога на Бойку. На восточной части ещё две вершины – Караул-Кая (Сторожевая) – 1134 м, и Кош-Кая (Соколиная или Пастушья) – 1081 м, обращённые к деревням Счастливое (Биюк-Озенбаш) и Ключевое (Кучук-Озенбаш). От горы Кош-Кая как раз и отходит узкий хребет на Ай-Петри…

В средневековье с плато Ай-Петри на Бойку вела мощёная дорога, с массива через Махульдурский перевал она уходила вниз и оттуда на север во Внутреннюю гряду — Климаты — край «пещерных городов». В обратную сторону эта дорога шла через Ялтинскую яйлу и по хребту Иограф мимо пещеры с храмом Св. Эвграфия, расположенного на высоте около 1400 м, она спускалась к Ялте…

Тальвег Большого Каньона, точнее один из них, так как их два, образуемых двумя горными ручьями – Кривым и Сухим, начинается прямо у южного склона Бойки. Здесь находится сакральное и загадочное место, которое издревле считалось гиблым и заколдованным, где пропадали люди, — именно здесь, неподалёку от Кривого ручья, и находится «Пещера Трёх Крестов», не отмеченная ни на одной карте…

Лет двадцать назад в этом месте произошла поистине детективная история. В Ялте жил некий любитель древностей, назовём его – Антиквар, который собирал разные старинные предметы, зачастую покупая их у старушек за копейки. И однажды он пропал в горах… Жена тут же обратилась в милицию, а работники органов к горноспасателям. Возглавлял тогда Ялтинский горноспасательный отряд Владлен Петрович Гончаров (литературный псевдоним «Авинда»), многократный чемпион СССР по скалолазанию и альпинизму, восходитель на Эверест, а сейчас известный писатель лирических путеводителей по Тавриде. Вдвоём вместе с начальником угрозыска они пришли к Антиквару домой на Поликур. Жена показала тайник, где хранились наиболее ценные артефакты. Среди них был обнаружен старинный путеводитель по Крыму ещё царских времён под редакцией Григория Москвича, а в нём карта Скалистого плато и старая записка на французском языке…

Всё это некогда принадлежало полковнику Кексхольмского полка царской армии – Николаю Дряблову. В записке говорилось: «Дорогая Анна! Обстоятельства вынуждают меня скрыться. Оставляю пакет с картой и книгой. Прошу тщательно сохранить. Если погибну, то знай – в горах я спрятал фамильные драгоценности и золотые монеты из полковой кассы. Клад лежит в древней пещере в глухом недоступном месте. О пещере никто не знает, её случайно открыл прапорщик Белов, когда мы прятали клад. Он погиб в перестрелке с красными. Тайну клада я доверяю тебе. Сейчас больше не на кого положиться, а я могу быть убит. Прилагаю план расположения пещеры. Если возникнет опасность, то уничтожь бумаги. О спрятанном кладе знаем только мы вдвоём. Я думаю, что Белая гвардия скоро вернётся назад в Россию победительницей. Сохрани тебя Господь. Ухожу не прощаясь. Целую. Твой брат Николай». Книгу со всем содержимым Антиквар купил непосредственно у дожившей до наших дней сестры погибшего в Гражданскую полковника Дряблова, и, сделав копию карты, отправился в горы на поиски «сокровища Белой гвардии»…

По аварийной тревоге был собран актив горноспасательного отряда – пятнадцать «горных барсов». Оперативный район поиска был разделён на сектора, а команда спасателей на двойки, которые отправились их прочёсывать. Особо пристальное внимание было уделено Большому Каньону и в частности той его части, что примыкает к Бойке, — там, на карте белого полковника был отмечен двойной красный кружок. Туда ушли две двойки и ещё одна с Гончаровым через час после первых двух. Обе двойки разделились и стали прочёсывать Каньон с двух сторон, — у Яблоневого брода и с Кривого ручья, — здесь через полчаса и пропала вторая двойка спасателей… Двойка начальника спасотряда подошла вскоре к Кривому ручью и связалась с «Яблоневой», — у них обоих результат поисков был отрицательный, спасатели как в воду канули, а вода в Каньоне неожиданно окрасилась зелёным цветом…

«Командирская» двойка стала спускаться по ущелью и вот в склоне почти под ногами появилась узкая щель, а из неё показалась чья-то рука, поманившая спасателей. Это были «исчезнувшие» ребята, они находились под каменной плитой, на которой сквозь мох просматривалось изображение трёх крестов. Плита закрывала вход в пещеру, куда, отодвинув её, влезли ребята-спасатели, а через пять минут она стала самопроизвольно закрываться под действием своего веса. Но до конца ей не дали закрыться, — один из спасателей успел просунуть в щель руку. Чтобы дать о себе как-то понять, попавшие в ловушку ребята запустили в родник флюоресцин. Теперь всё стало ясно, — и то где пропал Антиквар неделю назад, и то как исчезли ребята-спасатели час тому, и почему вода стала зелёной, и то, что пещера эта много веков хранит какую-то тайну…

Антиквара живым обнаружили в глубине пещеры у костра, вокруг было много человеческих костей. Вода в пещере была, а запас пищи удалось растянуть на неделю. Он таки нашёл ларец с драгоценностями белого полковника. Этой пещерой, судя по керамике, пользовались как святилищем ещё тавры, а в средние века неподалёку был монастырь, видимо монахи использовали её как схрон от врагов. Теперь заклятие с Кривого ручья было снято! Эту историю автору поведал сам Владлен Петрович Гончаров…

Века за веками волна за волной накатывались в Тавриду разные племена завоевателей и поселенцев, местными были только арийцы-тавры, — горцы, говорившие на санскрите. Киммерийцы, скифы, сарматы кочевали в степях и предгорьях и уходили в историю. Античные греки и римляне приходили и уходили, создавали здесь свои государства либо расширяли границы своих империй. Были даже ранние славяне, коих здесь именовали тавроскифами. А после случилось Великое переселение народов, и вновь племена за племенами – русколаны, готы, гунны… Готам удалось возглавить союз племён и частично осесть в горной Таврике. Со временем сам этот народ канул в Лету, но имя его сохранилось за названием целого горного края – «Готия». К VI веку уже православная империя Византия ступила на Полуостров. Её историк Прокопий Кесарийский описывает некую «Страну Дори» в горах, населённую «готами», исповедовавшими православие. Со временем местный народ горной Таврики, или «Готфии», стал говорить по-гречески. К тому времени вторглись новые завоеватели – хазары. Из-за религиозных притеснений сюда в Климаты, как тогда называли Внутреннюю гряду гор, хлынули и мирные поселенцы – византийские монахи-иконопочитатели. Тогда повсюду в горах стали появляться монастыри, было это в VIII-IX веках…

К этому периоду, точнее к IX-X вв. и относится поселение на массиве Бойка, именовалось оно – «Почтенная Пойка» («луг», иран.). Точнее это был замкнутый церковно-феодальный удел, состоявший из шести поселений, объединённых вокруг большого монастыря Христа Спасителя с одноимённым храмом, который служил не только религиозным, но и административным центром. Здесь жила одна из свободных общин, которые были разбросаны по всей «Готфии» и сохранялись в горах всё средневековье. Управляли ими демогеронты, — старейшины из народа. Ежегодно в Совет старейшин выбиралось 12 наиболее зажиточных и родовитых членов общины. Они и выбирали из своих деревенского старосту, а Совет распределял различные подати. В них входила и плата на социальные и церковные нужды. Староста был судьёй в мелких спорах, строго наблюдал за санитарным состоянием территории общинного поселения.

Самым впечатляющим археологическим памятником Бойки является Храмовый комплекс. Он находится на седле Сотиры – узком небольшом хребте, соединяющимся с кряжем Курушлюк. Развалины храма размером 18х27 м, — один из самых больших в горах. Он был трёхапсидным и трёхнефным, ориентированным алтарём на северо-восток, — типичная базилика Юстиниановской эпохи Византии, подобная, только больших размеров, была на горе Мангуп-Кале…

Сами поселения удалось локализовать по большим свалкам средневековой керамики. Около половины – это обломки грубой неглазурованной гончарной посуды, есть и более ранняя поливная белоглиняная керамика, обломки амфор встречаются редко. Все ущелья и проходы на массив были перегорожены мощными стенами до 2,5 м толщиной. Самая длинная стена – 730 м, перегораживала Махульдурский перевал, через который наверх шла древняя дорога. Неразгаданной загадкой являются отрезки параллельных каменных кладок на северном и южном участках этого укрепления. Развалины такой же стены, длиной 340 м, прослеживаются между утёсами Караул-Кая и Кош-Кая. Со стороны Коккозской долины на Курушлюке и Богатыре есть ещё два участка стен длиной 120 м. Общая длина заградительных стен Бойки составляет – 1500 м…

На кряже для охраны западной стороны Бойки кроме стен были и два укрепления, — верхнее и нижнее, площадью по 300 кв. м. Они контролировали нижнюю «мажарную дорогу», шедшую из долины речки Коккозка. Всего 225 кв. км огороженной части. Была у поселений и своя кузнечно-литейная мастерская, она находилась в 300 м от Храма у восточной стороны дороги. Ржаво-красный цвет земли и рыхлой породы Бойки, подстилающей конгломераты, даёт основание предполагать, что здесь добывали железную руду и использовали её в мастерской. Для выплавки металла могли послужить железные конкреции в красных песчаниках на Махульдурском перевале. Кузнечным промыслом заведовали монахи, кроме бытовых предметов они изготавливали и оружие, которым великолепно владели, — это было нечто вроде православного военно-монашеского ордена…

Неспешно шествовало Средневековье, и вот уже череда тюркских народов сменила хазар, — печенеги и половцы, а вслед за ними как огненный смерч прошли по Таврике татары Чингиз-хана, и осели на завоёванных землях. Им удалось захватить часть предгорья, где было Кырк-орское православное княжество «малых алан», — гораздо позднее там возникнет Бахчисарай, — столица Крымского ханства. А в горах Главной и Внутренней гряд к этому времени, — к XIII веку, образовалось молодое независимое государство, — княжество Феодоро, — осколок Византии и светоч Православия на Полуострове. Южный берег облюбовали торговцы итальянской республики Генуя, они отбили его у греков и создали торговую макрофакторию – «Капитпнство Готия», управляемую консулами. Так продолжалось двести пятьдесят лет…

Княжество Феодоро управлялось князьями армяно-греческой династии Гаврас, родственниками византийских императоров, родом из Трапезунта, что в Малой Азии. Православный покровитель княжества был Святой Феодор Стратилат (ныне покровитель всей Тавриды). Столица государства располагалась на неприступной горе Мангуп-Кале. Северная граница шла по реке Бельбек и охранялась феодальным комплексом Шиварин с пещерным монастырём. На западе был выход к морю, — эта граница охранялась подобным комплексом с монастырём, – крепостью Каламита. На востоке напротив генуэзского Алустона стояла крепость Фуна, контролировавшая караванный путь из Степи на Южный берег. Южный рубеж проходил по многочисленным горным укреплениям Подгорья, нависавшим над генуэзским южнобережьем. Кроме этого были укрепления на перевалах – клисуры, в долинах рек пещерные крепости-поселения и монастыри, замки местных феодалов (Кермен-кая, Керменчик, Яман-таш), стоявшие на неприступных скалах и утёсах над долинами, закрытые уделы свободных горных общин на массивах Басман и Бойка, а также в других потаённых местах «Готфии». Феодоро имело широкие внешние торговые и политические связи с Византией, Московией и Европой…

Армагеддон наступил в 1475 г. Вторжение в Таврику турок-османов уничтожило и «Капитанство Готию» и княжество Феодоро, остались лишь вассалы-единоверцы – Крымское ханство. Существует старинная легенда, которая рассказывает о мельнике, чья мельница находилась на другом склоне Большого Каньона – в урочище Пания, неподалёку от храма Пресвятой Богородицы. Мельник под пытками выдал туркам секретный проход в оборонительной стене на Бойке, и янычары ринулись в спящее поселение. Монахи-воины возглавили оборону поселения и дрались до последнего бойца. Но силы были слишком неравны, и турки, прорвавшись за оборонительные стены вырезали всех жителей «Почтенной Пойки». Монастырь был последним оплотом защищавшихся, которые все погибли до единого…

Эту легенду записал известный крымский писатель и краевед XIX в., — грек Василий Христофорович Кондараки. Всего он написал более 20 книг и свыше 70 статей. В основном это краеведческая проза, наполненная историческими и этнографическими материалами, словари и самоучители местных языков, сказки и легенды крымских греков и татар. Он был избран членом Русского Императорского географического общества, Московского общества древнерусского искусства и Одесского – истории и древностей. Самый мощный и капитальный десятитомный труд Кондараки, — «В память столетия Крыма», увидел свет в 1883 г. В предисловии к нему Василий Христофорович писал: «…Я скромно приношу на алтарь Отечества 10 томов, написанных в течение многих лет, о прекрасной Тавриде»…

На Бойке есть и таинственные пещеры, не отмеченные ни на одной горной карте — в обрывистом западном склоне. Чтобы в них попасть необходимо специальное альпинистское снаряжение, по непонятной причине эти пещеры никем не были исследованы. Одно из преданий гласит, что в них, подобно пещерам Гималаев, сидят адепты в состоянии сомати, а на самом массиве Бойка существует некий Портал Времени и Пространства. Местные жители на Бойку практически не ходят, а те, что сюда забираются, рассказывают о старцах в белых одеяниях и с венцами на голове, которые попросту… парят в воздухе над камнями. Но самые интересные видения случаются у развалин Храма Христа Спасителя, — то шествие средневековых жителей, то сорванные поблизости ягоды кизила в ладони превращаются в капли крови… Местные сталкеры далеко не всех водят на Бойку, — из-за паранормальных явлений она и получила название «Крымская Шамбала»…

В советское время здесь в 60-х годах работала экспедиция из Симферополя под руководством учёного – профессора О.И.Домбровского (В.П.Гончаров участвовал в ней, будучи ещё подростком). Проводились тщательные исследования и замеры руин Храма, оборонительных стен и поселений. Очень часто членам экспедиции было не по себе и некоторые уезжали с места раскопок досрочно. В 80-х годах исследования на Бойке проводил ещё один местный учёный, — В.Л. Мыц, — поведение членов его экспедиции было схожим. Но всё же наиболее интересными были секретные экспедиции, одна — в мае 1927 году, ОГПУ, которую возглавлял А.В.Барченко, другая — в июле 1942 г., экспедиция на Бойку оккультной фашистской организации «Аненербе» — «Наследие предков»…

Сегодня на Бойке лишь «Берендеево царство» — густая буковая роща да дикие давно заброшенные лесные сады – чаиры, с дикими яблонями, грушами, кизиловыми деревьями, кустами терновника и барбарисом. На полянах попадаются горные шампиньоны, которые растут здесь в изобилии. В лесу и сейчас попадаются чёрные округлые ямы с обуглившимися древесными обломками, спёкшейся и слежавшейся угольной пылью. Из некоторых из них растут могучие деревья, возрастом по 500-600 лет. Некогда это были углеобжигательные ямы средневековых жителей Бойки. Этот промысел здесь существовал с давних времён, благо леса хватало, древесный уголь шёл на свои нужды и на продажу. Но наиболее загадочным местом является каменное плато, сплошь изрезанное абсолютно ровными траншеями, пересекающимися друг с другом под разными углами. Глубина траншей достигала 40-80 сантиметров, ширина примерно такая же, есть и гораздо уже. Деревья в роще растут из самих траншей, длина которых доходит до тридцати метров, площадь этого заросшего лесом плато — около гектара. Этому необычайному месту подходит лишь одно название — «Каменный сад Шамбалы».

Асимметричный хребет, начинающийся от северного склона Главной гряды у вершины Кемаль-Эгерек и заканчивающийся обрывистым отрогом Кермен-Кая у границы Крымского заповедноохотничьего хозяйства является путём на ещё один загадочный массив – Басман. Склон хребта Басман, обращенный к долине реки Донги, увенчан почти стометровой стеной известняков, в которой зияют входы в таинственные пещеры. Легенда гласит, что в одной из пещер Басмана местные горные племена, не выдержав неравной борьбы с захватчиками-чужеземцами, спрятали священную реликвию — «Золотую Колыбель». «Могучие духи! Я прошу вас открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем людям, которые будут искать ее для возрождения моего народа, его славного имени, его непокорного духа» — заклинал горский князь…

И вот через семь веков сотрудники шахтного и археологического отрядов Комплексной карстовой экспедиции «князья», как их стали шутливо называть, в сопровождении членов археологического кружка областной Детской туристско-экскурсионной станции разбили палатки на живописной поляне урочища Басман-Кермен…

В восточных обрывах Басмана расположено восемь сравнительно небольших пещер. Большинство пещер имеет достаточно четкий уклон не наружу, а внутрь массива. Все они располагаются на разных высотах, на их стенах видны кольцевые желоба разных размеров, как бы опоясывающие пещеру на разных уровнях от входа. Характерные следы течения воды на поверхности этих желобов также показывают, что сток был направлен внутрь массива, — он и образовал эти пещеры-поноры, которых на Басмане насчитывается восемь и одна шахта. Наиболее интересны для посещения – пещеры № 3, 5 и 7…

Около миллиона лет назад дно долины Донги располагалось как раз на уровне известняковой «шапки» хребта Басман. Очевидно, часть стока реки поглощалась в левобережных понорах и через карстовые полости уходила через местный водораздел на запад, в долину реки Писары. Сейчас Донга врезалась в податливые сланцы и песчаники более чем на 100 м и неторопливо журчит по обомшелым камням, даже не показывая вида, что пещеры Басмана это ее воды дело…
В обрывах между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх. Здесь, на небольшой наклонной площадке, доныне возвышается мощная оборонительная стена Басманский исар. Что же заставило людей уйти из этих плодородных долин в пещеры Басмана? О.И.Домбровский даёт этому своё объяснение : «Басманское поселение возникло в связи с нашествием хазар. Люди прятались от их набегов в неприступных пещерах, а за этой оборонительной стеной укрывали скот. Единственное, что не ясно пока, где они брали воду. Ведь ближайший источник, из которого берем воду и мы, расположен далеко внизу, за пределами оборонительного пояса и системы пещер…».

Под глыбовым навалом в последней пещере Басмана археологи обнаружили развалины миниатюрного одноапсидного храма-часовни. Храм был сложен из местного бута на известковом растворе, перекрыт туфовым сводом, имел одно окно и одну дверь в западной части. Вокруг храма располагалось несколько могил с восемнадцатью мужскими, детскими и женскими погребениями, датируемыми XIV в. В конце XIV в. храм был разрушен при сильном землетрясении, хорошо известном по средневековым письменным источникам. Не обошлось и без человеческих жертв: в глубине пещеры был обнаружен костяк человека, раздавленного рухнувшей на него глыбой…

Наиболее интересными и изученными являются Басманские пещеры, с VIII по X столетие использовавшиеся для жилья, а после X по начало XV в. – приобретшие значение местных святынь. Так, в одной из пещер Басмана в X-XV вв. существовал одноабсидный храм-часовня, гармонично вписанный в пещерный ландшафт – туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной сталагнатовой колонной и выступами пещерной стены. Вокруг храма располагались, вырубленные в пещерной скале, могилы-усыпальницы местной знати. По археологическим находкам разрушение храма можно датировать концом XIV – началом XV столетия, что было связано с разрушительным землетрясением, которое явилось причиной исчезновения подземного озера, и, как следствие, Басман был оставлен жителями…

Все материалы по Басману предоставил Владлен Петрович Гончаров, участвовавший в экспедициях с О.И.Домбровским.

Андрей Осташко, Таврида, г. Ялта, Массандра, 12 декабрь 2007 г.,
г. Севастополь, пос. Сахарная головка, 22 апрель 2008 г.

Трансформационные путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года. Профессиональное сопровождение и трансфер.

Крымчанин, психотерапевт, проживаю в Севастополе. Автор серии книг о местах Силы в Крыму и историй Т-путешествий.

Крым Места Силы