«В давние времена, когда окружающие села пылали огнем из-за нашествий диких татарских орд, мужчины гибли от кривых их сабель, а женщины и дети просили помощи у Бога, явилась Богородица посреди неба и разбежались напуганные захватчики. А Матерь Божья, отдохнув минутку на земле, вернулась обратно на небо. Но остались два следочка Ее — один в Почаеве, а второй в Подкамне, и потекли из них источники чистой воды целительной»
(Из старой Подкаменськой легенды)
Подкамень … Один из многочисленных населенных пунктов Львовщины, расположенный на живописном взгорье. Более пяти с половиной веков насчитывает его письменная история. Ведь, согласно письменных источников, именно 1441 считается первым упоминанием о «городе под Камнем». За этот почтенный возраст не одно событие произошло на этой благодатной местности, сделав Подкамень одной из крупнейших жемчужин края. А известен он, прежде всего, своими историческими памятниками, на первом месте среди которых находится греко-католический монастырь «Происхождения Дерева Креста Господнего» студитского устава.
Благодаря географическому расположению, благоприятному для проживания людей климату и богатому на водные источники, плодородные почвы, растительный и животный мир ландшафту, территория современной Пидкаменьщины привлекала к себе население начиная с древних времен.
Одним из свидетелей прошлого является уникальный памятник природы — скалистый великан, расположенный на высоком холме на северо-восточной окраине поселка, прозванный в народе «Камнем-Великаном». Конечно, 16-ти метровый каменный останец своим величием всегда привлекал к себе внимание. Наверняка, у наших далеких предков он сравнивался с чем-то сверхъестественным. Находки у подножья Камня фрагментов посуды высоцкой культуры раннежелезного времени (XI-VII вв. до н.э.) и периода Галицко-Волынского государства (ХI-ХIII вв.), свидетельствуют об использовании его ранее в качестве идола, оберегающего местных жителей и близлежащие земли от всего злого, а во времена прихода христианства — в качестве наскального храма-крепости.
Возможно именно с этими временами связывается ниша, сделанная в форме стилизованного сердца с западной стороны Камня. В ней могли проводиться дохристианские обряды древних жителей этой территории, приносились жертвы для умилостивления богов.
На вершине кварцевого песчаники чья рука выдолбила несколько могил-углублений глубиной около полуметра. Исследования показывают, что в период Галицко-Волынского княжества на Камне находился деревянный храм оборонного характера. И словно по исторической наследственности до сегодняшнего дня у западной окраины памятника сохранились каменные кресты от кладбища второй половины ХVII в., называемые в народе «казацкими».
Вероятнее всего к древнеславянским временам восходит и само название горы, на которой возвышается древний доминиканский монастырь — гора Рожаница. Благодаря историко-этнографический исследованием установлено, что языческие божества Рода, Рожаницы у наших далеких предков отождествлялись с процессом плодородия и рождения.
В глубине горы Рожаница, восточнее Камня, есть две пещеры со следами человеческой деятельности. Исследованиями Бродовского краеведческого музея в 2001 г. установлено, что они имели естественное происхождение и в древности могли использоваться как святилища, а позднее — как пещерные церкви.
Удивительно то, что одна из пещер, самая большая имеет не просто искусственное, рукотворное происхождение. Стены и потолок пещеры, размеры которой составляют примерно высотой 5-7 метров, а в ширину и длину 14 х 12 метров.
Как я уже указал, стены и потолок пещеры обработаны искусно до гладкой поверхности. В обширном помещении пещеры много ниш, выдолбленных в ее каменных стенах, предназначение которых совершенно не понятно. Но, самое главное, что своим «главным» входом (смотреть выше на фото) она выходит точно в направлении Камня-Великана. Второй выход из пещеры ориентирован в сторону горы Божьей, что находится неподалеку от Кременца. По старинным преданиям, Пресвятая Богородица являлась не только в Почаеве и Подкамне, но еще и на святой горе, прозванной в народе Божьей…
В глубине пещеры есть грит, возможно использовавшийся ранее как святилище. Вообще, на Западной Украине есть такое слово «каплыця». Это как маленькая часовенка, но открытая . Выглядит каплыця обычно как грот, в котором стоит статуя Христа или Богородицы. А теперь проведем аналогию: каплыця — капище. Каплыця — христианское святое место, а капище — дохристианское. Капище обычно располагалось в гроте, естественном или рукотворном, в котором располагался идол из дерева или камня. Выходит, что христиане — продолжатели дохристианской традиции поклонения Богу в виде его каменных или деревянных фигур.
Вот так выглядит деревянная фигура молящейся девы Марии и сама «каплыця». Если бы наши далекие предки увидели бы такую фигуру и саму «каплыцю», то они бы подумали, что мы молимся Рожанице. А разве это не так? Разве Пресвятая Богородица не родила Господа Иисуса Христа — одну из ипостасей Святой Троицы и Бога Единого? Родила. Разве не являлась она на своей горе? Она ведь у себя дома, почему бы ей и не явиться людям? Вот и видели ее на горе.
А следочек ее остался и хранился вначалне в доминиканском монастыре, а потом был перенесен в специально построенную часовню, ныне называемую в честь св. Параскевы Пятницы.
Сам следочек, оставленный Пресвятой Богородицей в камне находится в часовне св. параскевы Пятницы. Его при строительстве в 1739 году вмуровали в стену справа от входа, но за много столетий он истерся, т.к. камень песчаный и осталось лишь место, где он находился.
В этой же часовне находится и оригинал чудотворной иконы Подкаменской Пресвятой Богородицы. Славе Подкаменского монастыря способствовало провозглашение иконы Божьей Матери чудотворной, а гору Рожаницу — святой. Польский историк, монах-доминиканец Садок Баронч (1814-1892) в монографии «Dzieje klasztoru Dominikańskiego w Podkamienu» (1887) приводит ряд случаев исцеления людей во времена сильной потребности под горой Рожаница, взятые из монастырских актов. Эти слухи порождали паломничество большого количества народа как католической, так и православной веры. И до настоящего времени Пресвятая Богородица через свой святой лик помогает молящимся и факты исцеления перебегающих к Ее помощи не прекращаются.
Важным событием была коронация иконы Матери Божьей. По просьбе польского короля, сената и высших кругов Доминиканская ордена папа Бенидикт ХIII 14 мая 1725 прислал из Рима золотые освященные короны и разрешение на проведение торжеств. Согласно показаний монастырских хроник в коронации приняло участие 200 000 человек. Это свидетельствует, что к тому времени Подкаменский монастырь достиг «золотого века» в своем развитии и был конкурентом самых известных святынь Речи Посполитой. К сожалению, обе короны до настоящего времени не сохранились. Дважды икона короновалась и дважды обе короны с украшениями и ризами воровали из монастырской церкви. До настоящего времени ни один из случаев воровства не раскрыт.
Напротив Камня-Великана, на холме, возвышается греко-католический монастырь Происхождения Дерева Креста Господнего. В недалеком прошлом это был доминиканский римо-католический монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Креста Господня, Апостолов Петра и Павла и всех святых. Он был не только свидетелем, но и участником многих исторических событий в нашем крае.
Первые упоминания о монастыре относятся к первой половине XIII в. По свидетельствам польских историков именно тогда на территорию современного Подкамня проникают доминиканцы — посланники Римской Курии. Как свидетельствуют древние предания, они остановились на одной из живописных возвышенностей, где построили деревянный костел. Как указывал надпись на древней монастырской иконе, доминиканский двор был уничтожен татарами, которые убили настоятеля Урбана и 12 монахов. Надпись дополнялся изображением доминиканцев, идущих на встречу с неприятелем с пальмовыми ветвями в руках.
Еще одно из чудес местной горы — обновление позолоченной статуи Пресвятой Богородицы, стоящей на колонне во дворе монастыря. Уникальным памятником монументального искусства в монастыре является высокая колонна из золоченой скульптурой Матери Божьей с младенцем на руках, изготовленная мастером-золотарем Кристианом Шобертом из Гданьска.
Ее установили в 1715 г. За почти трехсотлетнюю историю Богородица пережила не одно лихолетье. В период т.н. «Воинствующего атеизма» (1944-1991 гг) стояла она почерневшая, простреленная пулями… Но со времени восстановления монастыря Происхождения дерева Креста Господня в 1997 г. происходит явление, которое трудно объяснить словами — скульптура Божьей самоочищаясь, приобретает первоначального ярко -желтого цвета.
Большое значение для нормализации жизни в монастыре мало сооружения колодца. Эта трудная работа продолжалась 18 лет и только в 1708 г. была закончена. Работа затруднялась тем, что на всю глубину приходилось долбить каменную скалу, которую «никакое железо не хотело брать». В записях С. Баронча сохранилась легенда, которая в упрощенном виде передает процесс строительства: «23 ноября 1690 после прочтения молитвы пролетел перед окнами аист и, сев на монастырском дворе, три раза ударил клювом о землю. Поняли отцы, что он указывает им на источник воды. Сначала работа продвигалась быстро, но через несколько саженей лопаты и кирки натолкнулись на твердую скалу. Расстроенные монахи уже решили прекратить работу, как появился бедный человек. Он посоветовал развести в яме большой костер из твердопородной древесины. Когда огонь погас, взялись монахи к работе и скала начала ломаться большими глыбами …». Так повторялось каждый раз, пока на глубине 94 (по другим данным 97) м. не было достигнуто воды.
Многое еще можно описать о Подкамне. Но лучше приехать туда самостоятельно и провести там хоть один день. Остановиться можно у Веры Михайловны Лець на улице Ивана Франка, дом 12-а. Телефон ее +380 (96) 8382689. Оплата за проживание составит столько, сколько вы посчитаете оплатить сами.
В общем, подведем итог прочитанному. Почему …рождается Любовь? Камень-Великан — фаллический символ (мужское начало), а гора Рожаница, а точнее, рукотворная пещера со святилищем на ее склоне — материнское лоно (женское начало). Вот и совместим обе точки восприятия, и, побывав в обеих получим возможность воссоединить в себе оба начала. Но не забудем того, что Бог — есть Любовь и лишь с обращением к Нему мы можем получить ту Любовь, которой нам недостает в жизни. А значит, Подкамень не просто место, где можно соединить оба начала, но и зародить в себе Веру, Надежду и Любовь, что даст возможность постичь Софию — Премудрость Божью. Помните об этом всегда (и везде 🙂
https://maps.google.com.ua/maps/ms?msa=0&msid=200723424672402342589.0004be30617d7178fedce&gl=ua&ie=UTF8&t=m&ll=49.999354,25.321426&spn=0.211859,0.439453&z=11&iwloc=0004be3082c7f5f33ed6d&output=embed
ПРОСМОТРЕТЬ БЛАГОТВОРНЫЕ МЕСТА СИЛЫ УКРАИНЫ НА КАРТЕ БОЛЬШЕГО РАЗМЕРА
Но, это еще не все. Далее наш Путь лежит в направлении всем известного Почаева, где находится Свято-Успенская Почаевская Лавра, Свято-Духовский лаврский скит и один из четырех поклонных крестов, установленных на Украине (Чернобыль, Кулевча, Почаев и Харьков). Не доезжая Почаева, неподалеку от гор.Кременец есть гора Божья. Именно туда мы с вами и отправимся, к еще одному месту явления Пресвятой Богородицы… А предварительно познакомиться с этим местом вы сможете здесь.