Кто такие тавры?

От Таз до Старого Крыма
Около трех тысяч лет тому назад тавры заселили плодородные долины Главной горной гряды и горные долины, спускающиеся к морю, южного и юго-восточного побережья современного Крыма: Алупкинскую, Судакскую, Капсельскую, Коктебельскую и Старокрымскую.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что тавры — потомки киммерийцев, вытесненных в горы скифами. Эта версия не нашла пока убедительных подтверждений в археологических материалах и письменных источниках. Существует мнение фракийского происхождения тавров (М.И. Артамонов).

А.М. Лесков оспаривает эту версию и выдвигает предположение о переселении тавров из районов Северного Кавказа в X в. до н.э. Миграция сюда северокавказских племенных групп, которые ассимилировались с местным населением, судя по археологическим материалам, происходила и раньше — в эпохи камня, энеолита, раннего железа.

Согласно отчету руководителя археологической экспедиции М.Г Крамаровского, объект в Старокрымской долине раскапывался вручную в 1994—95 гг. рядом с шоссе, возле бывшего завода ЖБИ. Основным погребением 15-метрового кургана из рваного камня оказалась плитовая могила, кеми-обинского типа, т.е. таврский дольмен (середина III тыс. до н.э.), ниже обнаружено разрушенное погребение энеолитического периода. Три погребения в южном секторе кургана датированы эпохой бронзы.

Вывод: Старокрымская долина начала заселяться киммерийцами и таврами около пяти тысяч лет назад. О более раннем появлении тавров, чем рубеж II—I тыс. до н.э. в Крыму подтверждает и Гомер в «Илиаде», описывая таврский пиратский порт Ламос как «многовратный город».
Бесспорно, освоение полуострова — это был долгий, непрерывный процесс, а не внезапное, единовременное переселение.

В решении проблемы происхождения таврских племен значительную роль играют данные антропологии. Антропологи, исследовав черепа из таврских саркофагов-дольменов, выявили, что тавры отличаются от населения Крыма каменного века. Таврская народность неоднородна, т.е. формировалась в условиях смешивания разных этнических групп. В целом относилась к европеоидной расе.

В происхождении таврской культуры прослеживается четыре главных источника: местный, северокавказский; дунайско-днестровский (фракийцы) и среднеднепровский (славяне).

Ничего удивительного, ведь географическое положений Крымского полуострова, расположенного на перекрестке миграционных путей, способствовало проникновению в глубокой древности сюда славян с севера, северокавказских племен с востока, фракийцев с запада и малоазиатские группы с юга.

Легендарный 1300 год до н.э. Объединенный флот царств материковой Греции и островов Эгейского моря направляется к берегам Малой Азии, к богатым городам-полисам, с целью открытого грабежа, но под благовидным предлогом наказать сына троянского царя Приама Париса, похитившего прекрасную Елену. Гомер великолепно описал события Троянской войны, затянувшейся на десять долгих лет. Разграбив Трою и хеттские провинции, греки-хейцы ушли, но могущество Хеттского царства было подорвано, расстановка сил в регионе существенно изменилась, слабостью хеттов воспользовался царь Крита.

На тот период пришлось великое переселение народов; хрупкий союз государств, входивших в состав Хеттского царства, не устоял под натиском мигрантов. В анналах египетского фараона Рамсеса II повествуется о том, как хетты бежали от «народов моря». Хетты наводняют Сирию, Ассирию, Египет, Палестину, Урарту (Армения), появляются даже на Балканах, Северном Кавказе (их прямые потомки и ныне здравствуют) и в Крыму.

Крым изобилует топонимами, связанными с пребыванием этого народа на полуострове. Мыс и селение Тарханкут, возможно, получили свое название от хеттского бога грозы Тархунды. Даже в топониме «Солхат» ясно просматривается «хат», т.е «солхат» — «святилище хатов», современный Яман-Таш.

Хетты (хатты) основывают несколько поселений на Кавказе и в Таврике, в т.ч. Таз на северокавказском побережье и Таз на месте совр. Старого Крыма. Эмигранты из Малой Азии стояли на более высокой ступени социального, экономического и культурного развития, поэтому северокавказские племена, к их переселению ставшие в Таврике уже аборигенами, испытывали сильное их влияние. Местные племена заимствовали у них, в частности, секреты металлургии, разработку руд и циклопическое строительство оборонительных стен без скрепляющего раствора. Также обряд трупосожжения, который, впрочем, широко не распространился среди аборигенов, они остались верны дольменам — родовым усыпальницам. Подтверждения этому можно найти у греческих историков и у Гомера.

Теперь относительно северокавказского происхождения тавров. Основная масса исследователей склонна считать, что северокавказские племена пришли в Крым в начале I тысячелетия до н.э. Но если взять во внимание раскопки Шлимана на Малоазийском побережье, датирующие Троянскую войну XIII веком до н.э. и период после этой войны, во время десятилетнего скитания царя Итаки Одиссея, необдуманно зашедшего в таврскую пиратскую гавань, то появление тавров в Крыму отодвигается вглубь на неопределенный срок, еще как минимум на лет пятьсот и более. Или таврами называли не северокавказцев, а хеттов, чьей землей обетованной были горы Тавр в Малой Азии. Если это так, тогда все становится на свои места.

Гомер, живший в VIII в. до н.э., прекрасно был осведомлен о таврах, он писал от имени своего героя Одиссея:
Прибыли мы к многовратному граду
в стране лестригонов Ламосу…
В славную гавань вошли мы:
ее образуют утесы,
Круто с обеих сторон поднимаясь
и сдвинувшись подле
Устья великими, друг против друга
из темной бездны
Моря торчащими камнями,
вход и исход заграждая…
Толкователь поэмы, переводчик П.А. Шуйский утверждал, что здесь описана Балаклавская бухта, расположенная в 16 км от Севастополя. Прибрежные тавры, по утверждению Геродота, «в жертву богине Деве они приносят всякого эллина, потерпевшего кораблекрушение у берегов их или захваченного в открытом море…»

Лестригоны нападают на путешественников, забрасывают камнями их корабли. Из бухты чудом вырывается только корабль Одиссея.
Итак, в Ламосе и на побережье тавры поклоняются главному божеству Деве-Орейлохе, поэтому нет ни одного селения с основой «САЛ».

Теперь остается загадкой, чье же святилище было на Яман-Таше? СОЛ — хаттский.

Историк-археолог А.В. Гаврилов обнаружил и исследовал крепости и поселения Карасан-Оба, Яман-Таша, Алан-Тепе, находящиеся в непосредственной близости к Старому Крыму. Найденные артефакты дают основание заявить, что уже в VI в. до н.э. на территории современного Старого Крыма существовало крупное таврское поселение. К II в. до н.э. оно приобретает эллинские черты и богатеет, обносится укреплениями, приобретая городские черты, являясь одной из промежуточных станций Шелкового пути. Археология — наука серьезная, но, к сожалению, на артефактах нет названия поселения.

Когда же возникло селение Таз, локализуемое профессором Кулаковским на месте современного Старого Крыма, — в VI в. до н.э., по Гаврилову, или раньше, пока не известно. Но в V в. до н.э. оно подпадает под власть республиканской Феодосии, а в первой трети IV в. до н.э. боспорский царь Левкон I захватывает Феодосию, и Таз входит в состав Боспорского царства на правах пограничного поселения. Известно, что боспорские цари огромные средства вкладывали в оборонительные сооружения; строили не только крепости, но и целые заградительные линии, так называемые «рвы», «валы» — Тиритакский вал, Киммерийский вал, в частности, построенный киммерийцами и только отреставрированный боспорцами. Всего на территории царства существовало девять таких укреплений. Они представляли собой оборонительные стены, перекрывающие долины по принципу таврских циклопических стен, укрепленные башнями и глубокими рвами, тянувшиеся от одной крепости к другой.

Таз, город-крепость, щитом прикрывал западную границу Боспорского царства. На карте Птолемея, греческого астронома, географа и путешественника II века нашей эры, он отмечен северо-западнее Феодосии. Современный город Старый Крым одни исследователи отождествляют с существующими на карте Тазом или Таваной, другие оспаривают это. Пока нет единого мнения по этому вопросу, автор данной работы может предложить свою версию.

Хотя на карте Птолемея топография полуострова искажена до неузнаваемости, все-таки два населенных пункта указаны точно. Это Пантикапей и Феодосия. Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что в этих городах географ и астроном побывал лично, а остальные топонимы наносил, черпая информацию у купцов и местных жителей. Отсюда и искажение береговой черты полуострова, и местоположения населенных пунктов. Судя по карте, Таз расположен северо-западнее Феодосии, а Тавана приблизительно на полпути от Феодосии до Херсонеса. Вполне возможно, Таз являлся первым крупным селением, основанным в долине у подошвы Агармыша. Что касается Таваны, то это поселение никогда не находилось в Старокрымской долине. Если взять за основу местонахождение Херсонеса и Феодосии на карте Птолемея, то Тавана (в переводе с хеттского — «царица») находилась там, где ей и полагалось быть: приблизительно на равном удалении от этих двух центров эллинской культуры, в районе современного Белогорска.

К VI—V вв. до н.э. на полуострове завершился длительный ассимиляционный процесс пришлых племенных групп и местного населения. Из местного кроманьонского, северокавказского, славянского, фракийского и хеттского компонентов сформировалась новая для региона народность, которая идентифицировала себя как тавры. Формирование этой народности и угроза захвата территорий ее проживания другими народами создали предпосылки для появления в Крыму крупного объединения, союза племен, а возможно, протогосударства с двенадцатью религиозными центрами Сала.

Геродот, называя всех жителей горного Крыма «таврами», писал, что в VI—V вв. до н.э. тавры занимали прибрежную и горную части Крыма, приблизительно от Керкинитиды (совр. Евпатория) до Феодосии.

Но севернее Евпатории существует полуостров и мыс Тарханкут, а на побережье Азовского моря пять селений с одноименным названием Тархан.

Бытует несколько мнений по поводу топонима «Тархан». Во-первых, «тархан» — это название татарского феодала, он же бей. Во-вторых, его связывают с малоазийским богом грозы Тархундом, он же Тарс. В-третьих, венедского бога грозы второго поколения славянских богов отца Коляды звали Тархом, функции его идентичные со всеми индоевропейскими богами грозы и войны. Венеды — славянские племена, на историческую арену вышедшие в III—I вв. до н.э. и также оставившие свой след в археологическом слое Крыма.

Татары, как и греки, и другие народы, переселившиеся в Крым ранее, столкнувшись с тем или иным непонятным топонимом, не отбрасывали его, а пытались по-своему осмыслить и объяснить, а в некоторых случаях перевести, в других — заменить похожими по смыслу. Часто складывались мифы, так появилась легенда об Аюдаге (Медведь-горе). Греческая Акрома (перевод — «вершина», «верхняя») стала Медведь-горой.

«Тарс» в переводе с хеттского — «бык», а «хан» — «повелитель», тюркские народы нашли созвучные понятные им термины, тархан — бей, и все понятно.

Аммиан Марцеллин дает самоназвание таврских племен: арихи, синхи, напы, напеи. Плиний Старший дополняет этот список: напиты и напы, к списку можно приплюсовать сатархеев, с которыми самоотверженно сражался ольвийский купец Посидий, и гомеровских лестригонов.

Диодор в своих работах упоминает о древнем мифе тавров «Сказание о братьях Пале и Напе», к сожалению, он не передает его полностью, но из краткого изложения ясно, что в «Сказании» идет речь о похождениях смертных героев. Пал и Нап долго странствуют, совершают множество подвигов, в конце концов становятся прародителями племен палов и напов.

Вернемся снова в легендарный XII век до нашей эры, когда критский флот царя Миноса добил ослабленное хеттское царство, и хетты с земли Пала бегут на Кавказ и дальше, в Крым.

Исследователь хеттской цивилизации О.Р. Гарни писал:
«Наиболее вероятным местонахождением земли Пала, где говорили на палайском языке, считается область на севере Каппадокии, между современным Кайсери и Сивашом, некоторые исследователи локализуют Палу на крайнем северо-западе Анатолийского плато» (совр. Турция).

Палайский язык, подобно хеттскому, принадлежит к индоевропейской языковой семье. Так что практически все таврские племена на рубеже II—I тысячелетий до н.э. говорили на индоевропейском языке. Киммерийцев также относят к индоевропейцам.

Итак, к уже известным таврским племенам с полной уверенностью можно добавить легендарных палов, выходцев из Малой Азии, и хеттов (хат) из царства Киццуватна.

Они-то, вероятно, основали торгово-ремесленное поселение на территории современного Старого Крыма. Отсюда и валуны, увиденные польским путешественником Мартином Броневским, и хвалебная мраморная плита, обнаруженная во дворе городской думы профессором Кулаковским. Вполне закономерны экономические и политические связи между метрополией и колонией, только остается невыясненной одна деталь — время закладки первого камня эмигрантами на месте современного Старого Крыма.

Альвина Шеховцова
г. Старый Крым

Трансформационные путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года. Профессиональное сопровождение и трансфер.

Крымчанин, психотерапевт, проживаю в Севастополе. Автор серии книг о местах Силы в Крыму и историй Т-путешествий.

Крым Места Силы