Киев. Гармония пространства: София — Владимирский — Кирилловский.

ПРОДОЛЖЕНИЕ МАРШРУТА: КИЕВ. ГАРМОНИЯ ПРОСТРАНСТВА.
К НАЧАЛУ МАРШРУТА: СОФИЯ — ДЕСЯТИННЫЙ — ИЛЬИНСКИЙ

И вот настал наш третий выход из Софии Киевской. Первые два (Михайловский — Андреевский и Десятинный — Ильинский) уже пройдены. Каждый маршрут интересен по своему. Но постичь то, что человек получает при посещении этих мест сразу невозможно. И поэтому мы с вами не должны торопиться с выходом на последний, третий маршрут. Но, раз уж мы снова вместе, значит пришла пора…

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

И вот мы снова на территории Софии Киевской. Давайте начнем сегодняшнее посещение этого места с Южных ворот. На Южной башне соборного ансамбля Софии Киевской и установлена статуя Архистратига Михаила. Всего таких статуи три: в Софии Киевской, в Михайловском златоверхом монастыре и на майдане Независимости. Формируют эти три статуи почти правильный треугольник.

Если посмотреть на карту местности, то можно увидеть, что от майдана поднимается ул. Малая Житомирская, которую пересекают Владимирский проезд и Михайловский переулок образуют крест. Фигура Архангела Михаила на майдане Независимости известна всем. А вот две другие: в Софии и в Михайловском — мало кто может описать. Одно сходство у них: меч архангела поднят к небу, а не опущен как обычно на иконах. Это говорит о том, что он всегда готов к защите города.

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Но, пришли мы и в этот раз в Софию не для того, что бы любоваться Архангелом Михаилом (хотя и для этого тоже:), а что бы вновь сопоставить свое восприятие мира. Настроиться на внутреннее состояние души, как музыкант инструмент настраивает по звучанию камертона. И, если вы не ощутили отличия от прежнего посещения Софии — значит не стоит и идти далее… Стоит побыть чуть дольше на территории Софии, а лучше войти внутрь и там постараться найти то состояние, которое было у вас в прошлое посещение Софии и которое вы сейчас утратили…

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Нам кажется порою, что возвращаясь в одно и тоже место мы должны испытывать одни и те же ощущения и эмоции. Это не так. Если при очередном посещении значимого для вас места вы испытываете все тоже, что и в прошлый раз (я не имею в виду экстатическое состояние души, а эмоциональные переживания) — значит вы стараетесь удержаться в привычном для себя состоянии души и ума. А этого как раз нам и стоит избегать. Нет изменений — нет развития. Ваше душевное состояние статично, а это значит, что оно не меняется, не развивается. Именно статичность наших переживаний не позволяет нам познать Бога. Развитие есть только в динамике познания как внутреннего, так и окружающего мира, как проявленного творчества Бога.

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Зайдите внутрь Софии и вновь пройдитесь в одиночестве по ней. Найдите то место, которое вам в это время более близко по состоянию и постарайтесь зафиксировать, запомнить свое стояние. Потом уйдите из этого места и забудьте свое состояние, не привязывайтесь к нему. Найдите новое место (икону, фреску, мозаику…) и снова сопоставьте со своим состоянием, запомните его и… забудьте. И так проделайте еще несколько раз. А потом уже, перед выходом, снова вернитесь к тому, или тем местам, которые вас наиболее поразили. Сопоставьте то состояние, которое вы запомнили с тем, что вы сейчас испытываете. Они будут разниться. Теперь уже можно идти далее.

В отличии от предыдущих маршрутов, сегодняшний у нас в достаточной мере протяженный. Из Софии мы отправляемся к Владимирскому собору и посетим его. Что же такого может быть во Владимирском соборе спросите вы? Отвечу: пути Господни неисповедимы. И, если когда-то ранее центром христианского Киева была десятинная церковь, то сейчас роль такого центра выполняет действующий Владимирский собор, построенный в честь крестителя Руси князя Владимира Святославовича. Много интересного можно узнать если окунуться в историю Киевской Руси. И, официальная история этого или не знала ранее, или скрывала. Но, об этом мы сможем поговорить по дороге во Владимирский собор и при его посещении.

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Ну, вот мы и внутри собора. И, первое, что бросается в глаза это же конечно алтарная роспись — Богородица с Богомладенцем на руках.Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Не секрет, что все художники и иконописцы для написания лика Богородицы обращались к ликам любимых ими людей. Так и Васнецов, расписывая Богородицу с младенцем, видел в них свою жену и сына. Именно в лике жены он видел ипостась Богородицы, понимая, что она является ее земным  воплощением для него лично. Отношение к женщине — тема очень глубокая и тонкая. И не только отношение мужчины к женщине, но и отношение женщины к женщине и женщины самой к себе. Скажу лишь в «двух словах»: мы должны видеть в каждом человеке, мужчине или женщине, проявление Бога. Женщина — это Богородица, извечное женское начало, а мужчина — Христос, мужское начало. Так почему же мы постоянно оскверняем в себе и в других эти два Божественных начала?

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Впервые я обратил пристальное внимание на это изображение Богородицы и Богомладенца Христа в армянском монастыре Сурб-Хач в Старом Крыму. Оно меня поразило тогда. И, когда я вновь посетил Владимирский собор… Но не будем вдаваться в подробности моего Пути. У каждого он свой, у каждого он индивидуален. И именно в этом заключается особенность познания Сущего — для всех Он один, но для каждого Он по своему воспринимаем. Давайте обратим внимание на орнаменты на стенах, а еще лучше, ничего не будем делать, а просто отойдем в сторонку и постоим/посидим тихо рассматривая внутреннее убранство храма.

Есть одна сложность при рассматривании окружающего нас пространства: нам сложнее со-настроиться с ним. Посему, давайте сделаем так: вначале мы, пребывая в покое, сосредоточимся на своем внутреннем восприятии, отладим его как мы это делали в Софии, и после этого уже можем покупать и ставить свечи (благо, это возможно), рассматривать фрески и роспись храма, и, конечно же, просить о заступничестве у святых, мощи которых находятся в храме и лики которых изображены на фресках…

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Службы в соборе проводятся на украинском языке, а если учесть, что украинский язык по мелодичности занимает в Европе третье место после французского и итальянского, то вы согласитесь, что слушать службу (если в момент нашего посещения она проводится) удивительно приятно…

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Вообще, если касаться темы крещения Руси, то становится очень интересным тот факт, что она по сути была уже христианской, но по факту признавалась еще языческой. Именно для этого и потребовалось официальное крещение и Владимира в Херсонесе (Корсуни) и самой Руси в тогдашнем Киеве на берегу Почайны, возле Ильинской церкви. И княгиня Ольга, а если быть верным, то Елена, и князь Игорь, ее муж, и их внук князь Владимир были христианами. А до них были первыми киевскими князьями-христианами Аскольд и Дир, над могилами которых княгиней Ольгой поставлены были первые русские церкви Свято-Никольская на Аскольдовой могиле и София Киевская на могиле Дира. Сейчас над его могилой высится Софийская колокольня. Но разве кто об этом знает?

Но, об этом вы узнаете уже при встрече во время прогулки :). А сейчас нам время отправиться далее, к стародавним окраинам Киева, где в середине 12 века была построена Кирилловская церковь. Вообще, правильно называть такие строения храмами, т.к. церковь с греческого означает собрание, сбор. НО, учитывая тот факт, что у нас принято с давних времен называть храмы церквами, а с другой стороны церковь (сбор, собор) и есть «место для сбора», будем и мы называть их церквами 🙂

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Так выглядел храм во имя святых Кирилла и Афанасия в 19-м веке с колокольней, снесенной позже. Сам храм уцелел и ныне является частью Национального заповедника «София Киевская». Дни его посещения — кроме пятницы (выходной). По воскресным и праздничным дням в храме проводятся службы и литургии. Сейчас он выглядит намного проще: от всей территории бывшего Кирилловского монастыря остался лишь сам храм, окруженный бетонным забором.

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Наверное, много может поведать храм, стоящий на пещерах. Наверняка в нем были и есть подземные ходы и лазы, в которых могут находиться древние манускрипты и книги. Но, нас интересуют не они. В данном случае, нам нет необходимости прибегать к мирским архивам, т.к. само пространство храма насыщено информацией. Храм, как и ранее, во времена Киевской Руси, несет защитную задачу. И это можно понять лишь попав в него и окунувшись в его атмосферу.

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Да, есть там фрески Врубеля и они очень живы и интересны. Чего стоит только одно «Сошествие Святого Духа».

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

А фрески 12 века, обнаруженные под слоем фресок 16-18 веков? К примеру, «Ангел, свивающий небо». А может он не свивает, а развивает небо? Надо обратиться к Библии и понять, что хотели этим рисунком зодчие храма сказать нам… Хотя, если идти путем логики, то можно просто прочесть надпись внизу фрески и поверить в то, что ангел именно свивает небо, а не делает что-то иное 🙂

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Много интересного можно обнаружить на стенах храма. Например, у входа в храм справа есть изображение беса и человека. Человек поднял палец вверх и просит о защите его от беса. Никогда не догадаетесь, что этот человек — один из первых христиан и он… знаменует себя крестным знамение. Да-да, именно осеняет крестом. Ведь сложение пальцев в крестном знамении менялось четырежды за историю христианства, пока не стало таким, к которому мы привыкли — триперстным. А первоначально христиане рисовали у себя на лбу букву «Т» одним пальцем. Но, об этом мы поговорим уже будучи в Кирилловской церкви. И об этом и о многом другом, касающемся защиты души и духа от посягательств иных существ. 

Поднявшись на второй этаж храма, туда, где певческие хоры, мы увидим много большее, нежели внизу. А ангелы, окружающие нас со всех сторон живут в этом храме своей жизнью, не познанной нами.

Не возможно упомянуть и о Врубеле и его фресках и иконах. Чего стоит одна лишь Богородица. Это еще одна история любви художника к женщине, в образе которой он увековечил лик Богородицы…

Киев. Гармония пространства: София - Владимирский - Кирилловский.

Стоит помнить, что этот храм, как и многие другие, но все же лучше других защищает нас от воздействия. Вообще, по нашей вере, в любом храме мы защищены и фрески на стенах, полах и потолках храмов несут охранный характер (на себе проверено). Помните гоголевского «Вия»? Там бурсак Хома окружил себя кругом и читал Евангелие в защиту от нечистой силы. А храм ведь был старый и деревянный. Икон на его стенах не было. А когда храм имеет настенные росписи, то те, кто изображен на стенах храма охраняют его и тех, кто в нем находится со всех сторон. Кресты на верхушках куполов охраняют сверху, а мозаика, присутствовавшая всегда в каменных храмах являет собой защиту снизу. Ко всему прочему, действующие храмы все освящены. Так вот, все стены Кирилловского храма исписаны не только ликами святых, а в большей мере ликами ангелов и архангелов — небесного воинства, стоящего на страже души человеческой. Нам лишь стоит помнить об этом постоянно и по нашей просьбе всегда защита будет дана нами и помощь оказана.

Крымчанин. Проживаю в Севастополе. Индивидуальные Т-путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года, совместив их с целительством и практикой имидж- и психотерапии.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
GRAAL.su