егодня мы с вами пойдем по необычным местам Силы в Киеве :). Странно звучит словосочетание «места Силы» и «необычные». Места Силы уже сами по себе не обычны, т.к. мало кем познаны. Что же касается описанных ниже мест Силы, то они своеобразны уже тем, что это культовые сооружения (как правило), расположенные в гармоничных, благоприятных зонах. Ко всему прочему, подобные места еще имеют не только природные особенности, но и воздействие сознания людей на окружающее их пространство….
В общем, все у нас здесь начинается с «головы». И «головой» в этом случае будет является не иначе как София Киевская…
Как и подобает интеллекту, он спрятан глубоко и надежно :), укрыт за семью музейными печатями. И это правильно, т.к. это уже не достояние религиозной общины, а достояние народа (читаем — государства).
Не стоит ожидать, что просто прогулявшись по этим местам вы решите для себя сразу все задачи. И сами по себе они тоже не решатся, т.к. важно в их разрешении именно ваше личное участие. И участие это заключается в малом — принятии происходящего, как воли Творца. Можете с этим не согласиться и… тогда ничего не изменится для вас, а можете испытать себя на прочность и тогда будете знать, меняет это что-то в жизни или нет. Но, если вы все же решитесь на малый шаг, то помните, что процесс необратим. Всегда можно забыть о том, что есть и другой мир, отличный от привычного вам мира во многом.
Важно помнить, что в прогулке основным является не ваше присутствие в переделенном месте, а намерение на изменение своего отношения к окружающему вас миру. А изменить его вам поможет как раз именно тот факт, что вы, находясь в точке, где ваше взаимодействие с Создателем будет наиболее эффективно, сможете почувствовать гармонию внутри себя и принять в свое Сердце Сущего. Без Него вы как ни старайтесь — выше своей головы не подпрыгните. С Ним же будучи едины становитесь сами Им…
София Киевская — это информационный центр всего тела города Киева (а возможно и Украины:). С нее и начнем. А с чего нам еще начинать, если не с Премудрости Божьей?
Для начала купим входной билет, который позволит нам войти в собор и подняться в последствии на колокольню. Стоимость и время посещения Национального заповедника «София Киевская» можно узнать на официальном сайте заповедника.
И первое, к чему мы пойдем, это кончено же Богоматерь Оранта, изображенная на куполе алтарной части храма. Не догадываетесь почему в большинстве храмов (православных и католических) изображена именно Пресвятая Богородица? Часто она держит на своих рука Богомладенца. Кого же символизирует Богоматерь с Предвечным младенцем на руках и кем является сам Младенец? Но, в Софии у Богородицы нет на руках Младенца. Задайте себе вопрос: почему? Почему одно из древнейших на Руси изображений Богородицы выглядит именно так?
Есть в православии так называемое «Богородичное правило», в котором читается 150 раз «Богородице, Дево, радуйся..», упоминая при этом события: Рождество Богородицы; введение Ее во храм; Благовещение архангела Гавриила; встреча с Елизаветой, матерью Иоанна Предтечи; Рождество Христа; избиение младенцев Иродом и бегство в Египет; потерю 12-ти летнего Иисуса в Иерусалиме; чудо в Каннах; распятие и последующее воскрешение Христа; вознесение Господне; сошествие Святого Духа на Богородицу и апостолов, успение Пресвятой Богородицы и венчание славой Богородицы по ее успению.
К чему я это описываю? Да к тому, что если у вас есть возможность, то обойдите Софийский собор весь и отыщите фрески и иконы, на которых изображены упомянутые выше события. Задержитесь перед ними на миг и помяните Богоматерь, участвовавшую в этих событиях: «Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». А Она помянет вас пред Богом 🙂
Более подробно о «Богородичном правиле» с пояснениями можно узнать здесь.
Ну, а по окончании, поднявшись на второй этаж собора обязательно стоит обойти все доступные помещения. Наградой будет образ Пресвятой Богородицы, выложенный «крашенками» — пасхальными яйцами. Это произведение художницы Оксаны Мась.
Современное искусство, увековечивающее Богородицу впечатляет не меньше, нежели более древние Ее изображения. Чего стоит лишь один взгляд Предвечной. Смотришь и не можешь дать объяснение: ты глядишь в Вечность или Вечность смотрит в тебя…
Не забудем и на колокольню взойти Софийскую. Сама колокольня стоит на том месте, где в 952 году княгиней Ольгой была построена первый (деревянный) храм Софии Премудрости Божией, сгоревший позже от пожара. Не принято на Руси ставить храмы на месте сгоревших, поэтому, князь Владимир перенес закладку каменного собора Софии, достроенного позже его сыном, князем Ярославом Мудрым, западнее от бывшего места расположения старого деревянного храма. А на месте сгоревшего и была построена колокольня. Удивительное место, и не только потому, что впечатляющий вид открывается с колокольни Софии…
Вид колокольни Софийского собора с внутренней территории довольно изящен и даже хрупок в какой-то мере. Не знаю, кому как, а мне она кажется какой-то особенной. Сам собор удивителен внутри, а вот колокольня удивительна снаружи.
Удивительное сочетание: Софийская колокольня хотя и выглядит совершенным фаллическим символом и является проявленным мужским началом, имеет наименование женское, а Софийский собор, будучи олицетворением материнской утробы (коим собственно и является), т.е. проявлением женского начала, имеет наименование мужское. Не загадочно ли это. Ко всему прочему, колокольня имеет немалое значение для собора, как и собор для колокольни. Стоит вспомнить, что звон колоколов всегда предназначался не лишь для оповещения о проводимом сборе на службу, а в первую очередь для очищения пространства вокруг церковных строений и на многие расстояния вокруг.
Именно по этой причине колокольни и храмы ставили на пригорках и вершинах гор, дабы была возможность большего охвата окружающего их пространства.
Сравнение высоты Софийской колокольни с высотой Софийского собора можно увидеть здесь.
Ну, вот мы и поднялись на колокольню. Видна вся округа и площадь, виден Михайловский златоверхий монастырь… и дальние дали…
Простор, открывающийся с колокольни Софии Киевской не передать через фото. София сама по себе не такое уж и простое место. Многие ожидают от нее чего-то особенного, а войдя на территорию, понимают, что видят совсем иное, нежели ожидали. Но, войдя в Софийский собор снова удивляются тому, как разнится внешняя часть Софии с внутренним ее наполнением. Так и человек, внешний мир которого во многом отличается от внутреннего мира его. И доступ к его внутреннему миру не так уж и прост. Будучи в Софии, постарайтесь увидеть провести ассоциацию между собой, своим телом и Софийским собором. Уверен, найдете много общего 🙂
Ну, а спустившись с колокольни и выйдя из Софии мы направимся туда, куда только совсем недавно смотрели наши глаза — в Михайловский Златоверхий монастырь.
На его территории находится еще и небольшой храм св. ап. Иоанна Богослова — любимого ученика Христа. Есть еще и колокольня монастырская, на которую тоже стоит обязательно взойти…
Собственно говоря, именно с колокольни мы и начнем. Это не обязательное место посещения, но все же, если есть возможность, не стоит его пропускать :). Подъем на нее не так сложен как на Софийскую. Она более уютна в ненастную погоду. Ну, а вид с нее открывается пусть не такой как с предыдущей, но все же интересный…
Но, все же нас интересует не колокольня, а центральный Михайловский храм. Именно туда мы с вами и отправимся. А после уж будем осматривать территорию, если на то будет у нас время…
Михайловский храм берет свое начало в 1108 году. Начал его строительство князь Изяслав, а после него уже построил каменную церковь и покрыл ее купола золотом его сын, Святополк Изяславович. О Святополке я упоминал в связи с основанием возле Витичева поселения Новгород Святополчий.
Внутреннее убранство храма красиво. Оно во многом отличается от Софийской росписи. И не удивительно, ведь восстанавливали его уже после строительство несколько раз, расписывая заново.
Но, вот алтарная часть какой была, такой и осталась по сей день. Так вот, если мы войдем в Михайловский храм, то увидим в алтаре копию Софийской Богоматери Оранты. Почему в Михайловском храме изображение Софийской Оранты? Обе стоят лицами на Запад, прикрывая собой восток, обе с поднятыми, открытыми руками. В старину считали этот жест благословением самой Богородицы. Не может быть все это просто так. Есть причины на то, что бы все так было устроено…
Есть еще несколько интересных мест в самом Михайловском храме, но о них вы узнаете более обстоятельно уже при личной встрече. Да и не экскурсия это вовсе и задачи стоят перед нами не познать красоту архитектурного и изобразительного художества, а через изменение точки восприятия увидеть мир под другим углом зрения.
На территории Михайловского есть еще очень уютный храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В нем можно просто посидеть, т.к. обычно он не многолюден и спокоен. Это небольшой трапезный храм, предназначенный не для торжеств, а для частных служб.
Пройдя через территорию Михайловского Златоверхого, мы выйдем прямо на Владимирскую горку, имеющую довольно интересную и разночтимую историю. Именно здесь мы и ознакомимся с нею по пути следования далее, вдоль самой горки к Андреевской церкви. Андреевская церковь будет третьим и последним в нашем списке храмовым местом, предусмотренным для посещения в этот день.
Я не буду описывать всех историй, связанных с Владимирской горкой, т.к. тому, кто услышит их от меня они здесь не нужны, а тот, кто сам захочет выйди — может найти их в интернете самостоятельно. Задача привлечь внимание не к историям, связанным с Владимирской горкой, а все навсего к нескольким местах, благотворно влияющим на сознание человека и находящимся на Владимирской горке.
Все киевляне знают эти места. Хотя, нет. Не все. Я к примеру когда спрашивал жителей Киева знают ли они о «кокоревских» беседках, то многие (почти все) не только не знали, что есть такие, но и не знали где они расположены…
Именно эти беседки, да еще пара-тройка мест, расположенных на горке могут заинтересовать нас в нашем сегодняшнем путешествии. Но, о них я расскажу чуть позже. А пока неторопливо прогуливаясь по аллеям парка на Владимирской горке я обращу ваше внимание на том, насколько гармонично состояние, в котором мы пребываем здесь. Как важно сохранить это состояние и еще важнее приумножить его. Ведь от этого состояния гармонии телесных ощущений и душевных переживаний с осознанием духом происходящих событий, мы имеем выбор совершать либо благие, либо не очень, поступки, от которых зависит и наша жизнь и жизнь наших детей и всего общества в целом. Ведь мы же являемся часть общества, а значит, привносим в него от себя то, что имеем. Имеем худое — худое и отдаем. В итоге, получаем от худого худые проценты 🙂 А имеем благое — на благо отдаем и благо приумножаем. И благом нам и нашим детям возвращается отданное.
Так вот: на территории Владимирской горки есть т.н. «кокоревские» беседки. История их появления проста. Был меценат такой Василий Кокорев. Он то и спонсировал Киеву сумму денег в размере 1000 рублей в 1863 году на постройку беседок на Владимирской горке. Деньги положили в банк и вспомнили о них через 33 года. Сумма увеличилась с процентами в 3,5 раза. На эти деньги и были построены две беседки. Одна из них находится на аллее за Михайловским Златоверхим монастырем.
Вторую найти несколько сложнее 🙂 Она расположена неподалеку от Андреевской церкви, в конце аллеи художников на Владимирской горке. Когда проходишь художников и Андреевская церковь у тебя слева находится, в самом конце аллеи есть небольшой и малоприметный сквер, огороженный металлической оградой. На входе в сквер установлен памятник Т.Г. Шевченко, а за ним, совсем рядом, расположена и вторая «кокоревская» беседка.
Так вот, эти два места и еще одно, расположенное на площадке, где стоит сам памятник князю Владимиру, являются наиболее благоприятными во всей парковой зоне Владимирской горки.
Кто-то конечно же может утверждать, что есть более благоприятные зоны, нежели описанные мною сейчас, но я не стану опровергать этого, т.к. восприятие таких зон индивидуально. Я же подхожу не сточки зрения индивидуальности, а с точки зрения необходимости использования наиболее универсальных мест в Киеве для гармонизации внутреннего и внешнего миров человека.
И вот, пройдя по аллеям Владимирской горки мы выходим к Андреевской церкви. На самом деле правильно говорить не церковь, а храм, но в обиходе принято говорить церковь, что означает с греческого «собрание» или «собор», т.е. сбор людей. Не будем и мы отступать от правил. Пусть будет как есть.
Именно так выглядели купола Андреевской церкви в один из январских дней с аллеи художников на Владимирской горке. Снег на земле — снег в небе. И только яркой реальностью была сама церковь, стоящая на вершине Андреевского холма.
Андреевская церковь — последнее место нашего сегодняшнего маршрута. Но в нее мы попадем лишь тогда, когда посетим «кокоревскую» беседку в соседнем скверике. Тем более будет нам интересна церковь, т.к. отдых на природе даст нам возможность воспринимать внешнее и внутреннее убранство храма в гармонии.
Расположение Андреевской церкви интересно тем, что согласно легенде апостол Андрей Первозванный установил здесь первый христианский крест… В описании маршрута по Витичеву я писал, что такая же легенда бытует о том, что апостол установил первый крест возле Витичева.
Но все это не имеет значения на самом деле, т.к. до настоящего времени не найдено подтверждений тому, что апостол Андрей действительно был на Киевских высотах и провозглашал о том, что на них будет стоять великий христианский город. Но все же, почтим память апостола Андрея молитвой в храме, посвященном ему. И пусть вымысел или легенда это была, но факт есть фактом: на берегу Днепра стоит великий христианский город — оплот веры и учения Любви.
ПРОДОЛЖЕНИЕ МАРШРУТА: СОФИЯ — ДЕСЯТИННЫЙ — ИЛЬИНСКИЙ