Священная пещера Кырк-Азиз (сорок святых) находится недалеко от Симферополя, в районе поселка Зуя, в имении Каясты (ныне пос. Подгорное) в черте села Литвиненково Белогорского района.
Она притаилась на правом берегу речушки Зуя за зарослями камыша в скальном обрыве.
По преданию, передававшемуся крымскими татарами из поколения в поколение, в этой пещере «неверными» (а в другом варианте — турками) были зверски убиты сорок братьев, вершившие на коленях молитву Аллаху.
Это место считалось священным, и сюда татары привозили своих больных, оставляя после молитвы кусочки одежды и волос недужих, «чтоб вместе с одеждой и волосами осталась здесь их болезнь».
К пещере, или скорее гроту, вверх по склону ведут бетонные ступени лестницы. Кустарники вдоль лестницы увешаны разноцветными тряпочками и платками.
Сама пещера (грот) округлой формы около 3-х метров высотой и около 6 метров в диаметре с круглым отверстием в «крыше-навесе». В стенах многочисленные ниши, а потолок закопчен дымом от костра.
Над пещерой находится возвышенность Барут-Хане (в переводе с татарского «пороховой завод») с остатками скифского городища.
По преданию, в пещере-святилище Кырк-Азиз ещё в первой половине ХХ века лежал продолговатый камень “наподобие гроба, покрытый зеленым сукном”, на который клали больного человека.
Больной должен был переночевать в пещере, что почти всегда гарантировало его исцеление. Лучше всего Кырк-Азиз исцелял “от умопомешательства”.
В первые годы репатриации, когда у татар еще не было в Крыму мечетей, на поклон к Кырк-Азизу устремлялись паломники со всего полуострова.
Здесь они молились, привозили больных для исцеления (при этом на входе обязательно приносили жертву – зарезали барана или курицу), устраивали праздники.
Вдоль дороги Зуя – Литвиненково стояли указатели на Кырк-Азиз, и в отдельные дни здесь собирались не десятки, а сотни татар.
В последнее время, когда по всему Крыму стали возводиться мечети, поток “правоверных” богомольцев к “священной” пещере значительно иссяк.
Именно здесь ранее торжественно отмечался день весеннего равноденствия — Навруз. Интересен тот факт, что и у христиан еще в конце 19 века пещера считалась “святой”.
Они также были уверены, будто здесь были убиты сорок юношей, но не “неверными” за молитву Аллаху, а, наоборот, мусульманами – “за проповедь Евангельскую”.
Что же на самом деле стоит за понятием «кырк» или «сорок»? Топонимы с числительным «кырк» встречаются в Крыму часто и в разных его частях. В Северном Крыму у Чонгарского полуострова это Кырк-Ишунь, Ногайлы-Кырк, Кырк-Бель и Авуз-Кырк.
В предгорном Крыму, у Белогорска и Бахчисарая топонимы с «кырк» означают сакральные места, которые издавна служат местом паломничества, как православных христиан, так и мусульман.
Такие места называются Кырк-азиз (Кырк-азизлер), то есть «Сорок святых» на крымско-татарском языке. Интересно и то, что язык крымских православных греков мало отличался от языка, который принято теперь называть крымско-татарским.
В восточнославянской традиции число «сорок», по мнению В. Я. Проппа, не следует, конечно, понимать буквально; сорок — эпическое число, обозначающее вообще «множество». Число сорок означает пробу, испытание, посвящение, смерть.
Культ числа сорок далеко не однозначен. Дело в том, что цифра 40 считалась магической и у скифов, и у восточных славян, а также у тюрков и многих других древних народов.
В русском православии считается до сего времени, что душа, покинув тело, еще 40 дней не расстается с родными местами и находится рядом со своими родственниками.
Кстати, и название праздника весеннего равноденствия у славян также происходит от слова «сорок» и называется «Сороки» (Сараки). Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.
В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение.
Тело человека наполняется силой и жаром. Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна.
Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого на новое.
Праздник весеннего равноденствия у древних славян знаменовал 40-дневный период исчезновения созвездия Плеяд с небосклона, т.к. происходит это именно на 40 дней — с 11 февраля до 22 марта.
Этот праздник ещё назывался Великдень (великий день), которое впоследствии стало обозначать христианский праздник Пасхи.
Созвездие Плеяд (Стожары, Волосожары) в славянской традиции связаны с богом Велесом, правившим Миром Нави (Миром Предков).
Славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда. Они считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц.
Поэтому в это время принято поминать предков. Вот такие славянские пословицы характеризовали этот день:
— «На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается»;
— «Сорок сороков птиц на сороки прилетают»;
— «На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут».
Посещение святилища Кырк-Азиз наводит на мысль, что это не просто мир предков, а подземный мир предков, с которыми можно общаться через пещеры или источники, бьющие из-под земли.
А сам культ мертвых предков и представление об обиталище душ предков в подземном мире значительно древнее христианства и ислама.
Пещера-святилище Кырк-Азиз в с. Литвиненково поразила нас многим: и своей историей, и своей геоморфологией, и даже своим расположением.
Сколько раз мы проезжали мимо этого поворота на трассе и даже не подозревали, что до сакрального места – рукой подать. Здесь протекает чудная речушка среди цветущих лугов, мимо удивительно красивых скал.
История самого села Литвиненково – это «отдельная песня», требующая отдельного рассказа как о возникновении первых русских казенных поселений в Крыму в конце 18 века, так и об использовании в советское время комсомольцами-безбожниками одного из уникальных гротов-святилищ для дискотеки.
Однако «историческая правда» восторжествовала, все вернулось «на круги своя», и до сих пор в пещере проводят обряды представители разных религий.
Одни несут в древнее святилище пасхальные «крашенки» («писанки»), другие проводят обряд очищения, сжигая веточки гармалы, третьи придерживаются мусульманских традиций. И никто никому не мешает! Людские интересы здесь не сталкиваются ни в пространстве, ни во времени.
Параллельно существующие предания о гибели в таких местах 40 христианских юношей (или праведников) от рук мусульман или, наоборот, 40 исламских праведных юношей от рук неверных, можно объяснить только непрерывностью сакральных традиций с доисторических времен.
И иначе, чем взаимопроникновением культур разных народов, проживающих в Крыму, этот факт объяснить просто нельзя.
А «поликультурность – это для Крыма залог устойчивости и успеха в будущем» – именно так на прошедшей конференции сказала Маргарита Араджиони, к.и.н., заведующая отделом этноконфессиональных исследований Крымского отделения Института востоковедения Национальной академии наук Украины.