Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

Священная пещера Кырк-Азиз (сорок святых) находится недалеко от Симферополя, в районе поселка Зуя, в имении Каясты (ныне пос. Подгорное) в черте села Литвиненково Белогорского района.

Она притаилась на правом берегу речушки Зуя за зарослями камыша в скальном обрыве.

Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

По преданию, передававшемуся крымскими татарами из поколения в поколение, в этой пещере «неверными» (а в другом варианте — турками) были зверски убиты сорок братьев, вершившие на коленях молитву Аллаху.

Это место считалось священным, и сюда татары привозили своих больных, оставляя после молитвы кусочки одежды и волос недужих, «чтоб вместе с одеждой и волосами осталась здесь их болезнь».

Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

К пещере, или скорее гроту, вверх по склону ведут бетонные ступени лестницы. Кустарники вдоль лестницы увешаны разноцветными тряпочками и платками.

Сама пещера (грот) округлой формы около 3-х метров высотой и около 6 метров в диаметре с круглым отверстием в «крыше-навесе». В стенах многочисленные ниши, а потолок закопчен дымом от костра.

Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

Над пещерой находится возвышенность Барут-Хане (в переводе с татарского «пороховой завод») с остатками скифского городища.

По преданию, в пещере-святилище Кырк-Азиз ещё в первой половине ХХ века лежал продолговатый камень “наподобие гроба, покрытый зеленым сукном”, на который клали больного человека.

Больной должен был переночевать в пещере, что почти всегда гарантировало его исцеление. Лучше всего Кырк-Азиз исцелял “от умопомешательства”.

Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

В первые годы репатриации, когда у татар еще не было в Крыму мечетей, на поклон к Кырк-Азизу устремлялись паломники со всего полуострова.

Здесь они молились, привозили больных для исцеления (при этом на входе обязательно приносили жертву – зарезали барана или курицу), устраивали праздники.

Вдоль дороги Зуя – Литвиненково стояли указатели на Кырк-Азиз, и в отдельные дни здесь собирались не десятки, а сотни татар.

В последнее время, когда по всему Крыму стали возводиться мечети, поток “правоверных” богомольцев к “священной” пещере значительно иссяк.

Именно здесь ранее торжественно отмечался день весеннего равноденствия — Навруз. Интересен тот факт, что и у христиан еще в конце 19 века пещера считалась “святой”.

Они также были уверены, будто здесь были убиты сорок юношей, но не “неверными” за молитву Аллаху, а, наоборот, мусульманами – “за проповедь Евангельскую”.

Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

Что же на самом деле стоит за понятием «кырк» или «сорок»? Топонимы с числительным «кырк» встречаются в Крыму часто и в разных его частях. В Северном Крыму у Чонгарского полуострова это Кырк-Ишунь, Ногайлы-Кырк, Кырк-Бель и Авуз-Кырк.

В предгорном Крыму, у Белогорска и Бахчисарая топонимы с «кырк» означают сакральные места, которые издавна служат местом паломничества, как православных христиан, так и мусульман.

Такие места называются Кырк-азиз (Кырк-азизлер), то есть «Сорок святых» на крымско-татарском языке. Интересно и то, что язык крымских православных греков мало отличался от языка, который принято теперь называть крымско-татарским.

В восточнославянской традиции число «сорок», по мнению В. Я. Проппа, не следует, конечно, понимать буквально; сорок — эпическое число, обозначающее вообще «множество». Число сорок означает пробу, испытание, посвящение, смерть.

Культ числа сорок далеко не однозначен. Дело в том, что цифра 40 считалась магической и у скифов, и у восточных славян, а также у тюрков и многих других древних народов.

В русском православии считается до сего времени, что душа, покинув тело, еще 40 дней не расстается с родными местами и находится рядом со своими родственниками.

Кстати, и название праздника весеннего равноденствия у славян также происходит от слова «сорок» и называется «Сороки» (Сараки). Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения.

В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение.

Тело человека наполняется силой и жаром. Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна.

Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого на новое.

Праздник весеннего равноденствия у древних славян знаменовал 40-дневный период исчезновения созвездия Плеяд с небосклона, т.к. происходит это именно на 40 дней — с 11 февраля до 22 марта.

Этот праздник ещё назывался Великдень (великий день), которое впоследствии стало обозначать христианский праздник Пасхи.

Созвездие Плеяд (Стожары, Волосожары) в славянской традиции связаны с богом Велесом, правившим Миром Нави (Миром Предков).

Славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда. Они считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц.

Поэтому в это время принято поминать предков. Вот такие славянские пословицы характеризовали этот день:

— «На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается»; 
— «Сорок сороков птиц на сороки прилетают»; 
— «На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут».

Посещение святилища Кырк-Азиз наводит на мысль, что это не просто мир предков, а подземный мир предков, с которыми можно общаться через пещеры или источники, бьющие из-под земли.

А сам культ мертвых предков и представление об обиталище душ предков в подземном мире значительно древнее христианства и ислама. 

Пещера Кырк-Азиз (40 святых)

Пещера-святилище Кырк-Азиз в с. Литвиненково поразила нас многим: и своей историей, и своей геоморфологией, и даже своим расположением.

Сколько раз мы проезжали мимо этого поворота на трассе и даже не подозревали, что до сакрального места – рукой подать. Здесь протекает чудная речушка среди цветущих лугов, мимо удивительно красивых скал.

История самого села Литвиненково – это «отдельная песня», требующая отдельного рассказа как о возникновении первых русских казенных поселений в Крыму в конце 18 века, так и об использовании в советское время комсомольцами-безбожниками одного из уникальных гротов-святилищ для дискотеки.

Однако «историческая правда» восторжествовала, все вернулось «на круги своя», и до сих пор в пещере проводят обряды представители разных религий.

Одни несут в древнее святилище пасхальные «крашенки» («писанки»), другие проводят обряд очищения, сжигая веточки гармалы, третьи придерживаются мусульманских традиций. И никто никому не мешает! Людские интересы здесь не сталкиваются ни в пространстве, ни во времени.

Параллельно существующие предания о гибели в таких местах 40 христианских юношей (или праведников) от рук мусульман или, наоборот, 40 исламских праведных юношей от рук неверных, можно объяснить только непрерывностью сакральных традиций с доисторических времен.

И иначе, чем взаимопроникновением культур разных народов, проживающих в Крыму, этот факт объяснить просто нельзя.

А «поликультурность – это для Крыма залог устойчивости и успеха в будущем» – именно так на прошедшей конференции сказала Маргарита Араджиони, к.и.н., заведующая отделом этноконфессиональных исследований Крымского отделения Института востоковедения Национальной академии наук Украины.

Местоположение святыни на карте Крыма

Трансформационные путешествия по местам Силы в Крыму провожу с 2003 года. Профессиональное сопровождение и трансфер.

Крымчанин, психотерапевт, проживаю в Севастополе. Автор серии книг о местах Силы в Крыму и историй Т-путешествий.

Крым Места Силы