Пещерный город Чуфут-Кале (Джуфут-Кале или Джуфт-Кале) расположенный на одноименной горе в окрестностях Бахчисарая имеет более древнее название — Кырк-Ор (Сорок крепостей).
Сейчас его называют «иудейским» или «караимским» городом, но на самом деле это место имеет более древнюю историю…
«Воздушный город» — так назвал Чуфут-Кале один из современников А.С.Пушкина.
Кажется, что дома и крепостные стены этого средневекового города, подобно орлиным гнездам, прилепились прямо на неприступной отвесной скале, расположенной на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами.
Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
В XIII в. в крепости жили аланы — самое могущественное из племен иранского происхождения.
Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами.
Кавказские осетины — это потомки алан. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград.
Однако вскоре войска Золотой Орды захватили крепость; мужчин-воинов, как обычно, истребили, остальное население обратили в рабство.
Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему — Кырк-Ор («Сорок укреплений»).
По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.
После переселения крымских ханов в новую столицу — Бахчисарай, — Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников.
В разное время в тюремных застенках здесь томились литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий, любимец Ивана Грозного Василий Грязной.
По три года провели в ханской тюрьме русские послы Василий Айтемиров и князь Ромодановский.
Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы, любимца царя Алексея Михайловича, Василия Шереметева.
Двадцать один год провел Шереметев в темнице, четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, однако пленник отказался купить свободу дорогой для России ценой — за него требовали города Казань и Астрахань.
Только мужество, непреклонная воля и любовь к России помогли перенести патриоту долгие годы тяжкой неволи.
Выкупленный в 1681 г. родственниками, беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину.
С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Они исповедали иудаизм.
С этих пор стали называть Кыр-Ор — Джуфт (Чуфут)-Кале, что в переводе означает «Иудейская крепость». И караимы прожили здесь еще более двух столетий.
После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство признав, что караимы не евреи, предоставило им привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии.
Теперь они могли жить на всей территории Российской империи.
С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию.
В 1852 г. с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.
Наша прогулка пройдет по древнему городу и мы посетим несколько мест, расположенных на его территории.
Начнем свой путь с Южных ворот и в конце пути посетим два священных колодца, расположенных за пределами пещерного города — Тик-Кую и Копка-Кую.
Они имели священное значение не только лишь потому что вода во все времена была важны для пещерных городов Крыма, но и потому что относятся к древней культуре Шумера и Аккады.
Но об этом — далее в статье. А пока остановимся на местах Силы пещерного города Чуфут-Кале.
Итак, начнем мы свой путь от Южных ворот крепости и поднимемся по улице вверх, к двум караимским кенассам.
Вход в самую древнюю кенассу закрыт, но нам нет особой надобности попадать вовнутрь.
Остановимся перед ее входом и присядем для отдыха на каменные скамьи…
Та, что на снимке слева — и есть нужная нам. Поднимем голову и увидим десятилучевую звезду.
Вглядитесь в нее, создайте этот образ внутри себя и пусть он остается на всем протяжении нашего путешествия по Чуфут-Кале с с вами.
От кенассы мы отправимся далее к следующему объекту, которым будет усыпальница (дюрбэ) Джанике-ханым — дочери хана Тахтамыша.
Подойдем к ней и осмотрим ее внимательно.
Обратите внимание на узоры слева и справа от входа — они разнятся.
Один цветок символизирует женское, второй — мужское начало мироздания.
Сам же храм имеет восьмигранную форму и если обойти его вокруг, то с восточной стороны вы увидите подобные узоры, расположенные на вертикальных элементах восточной стены.
Есть интересная теория Фоменко и Носовского о том, что это дюрбе имело отношение не к Джанике, а к некой «Святой Деве», с которой они ассоциировали деву Марию (ссылка). В
ерить этому или отвергнуть — это уже ваше решение, но место действительно удивительное и я для себя его отнес к условному сакральному центру Чуфут-Кале и его можно было бы назвать «сердцем» пещерного города.
Неподалеку от мавзолея находится еще два места, которые мы посетим на обратном пути — восьмигранный, ориентированный так же как и мавзолей по сторонам света, колодец для сбора питьевой воды и сами вход в крепостные ворота Орта-Капу.
А пока от мавзолея отправляемся далее и спускаемся в двухярусную обширную подземную пещеру с очень хорошей акустикой.
В летнюю жару там просто приятно побыть, а если у кого поставлен голос — тот может и спеть в ней. Аккустика просто отменная.
Есть еще несколько мест, но они скорее могут быть индивидуальными, нежели общественными и даже объяснить как попасть в них я попросту не смогу.
Там просто нет никаких ориентиров, а писать что нужно там-то и там-то свернуть налево и направо просто нет смысла.
Но, на обратном пути, проходя через Орта-Капу и мимо колодца и дюрбе, обратите внимание на место, где был когда-то православный храм, позже перестроенный в мечеть.
Именно как старая мечеть он ныне и преподносится. На снимках ниже вы увидите как он выглядит.
Войдите в его пространство, помяните своих предков, не ориентируясь на веру и принадлежность к конфессиям. И будете услышаны.
Посетив все эти места, мы спускаемся вниз через Южные ворота и подходим к Тик-Кую — Золотому колодцу.
Через него, а если быть более точным, возле него мы получаем возможность завершения пройденной программы и выход на новый уровень сознания (у каждого он свой :).
Именно здесь и будет происходить «перепрограммирование» вашего сознания. Будет очень хорошо, если вы сможете попасть в сам колодец и пройдя все 108 метров спуститься вниз.
Но, для этого нужно что бы была группа не менее чем из пяти человек. Стоимость входа/спуска платная, как и на территорию Чуфут-Кале.
Ни о чем не думайте, освободите свой ум от мыслей и опустите его в Сердце, сконцентрируйтесь внутри себя и слушайте свой внутренний мир.
Можете сделать это уже будучи внутри, когда спуститесь в сам священный колодец-храм.
Таких сооружений на всем земном шаре несколько, но этот объект неповторим и уникален. Второго такого точно нет нигде.
Данных о подземных гидротехнических сооружениях крепости до недавнего времени было чрезвычайно мало.
Краткая информация имеется в публикации С. Шапшала (1895): «… караимы стойко держались в своей неприступной крепости и отражали нападения грабителей.
Они могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».
Так выглядит в разрезе спуск в колодец и сам колодец Тик-Кую.
Несмотря на то, что крепость давно утратила оборонительное значение, тайну расположения подземных выработок крымские караимы передавали из поколения в поколение.
Старейшины посвящали в нее избранных народом вождей после возведения в сан, что происходило в стенах крепости на ритуальной площадке.
Носителем этой информации был последний Гахан (Великий Хан) крымских караимов Хаджи Серая Хан Шапшал (принял сан в 1916 г.), отец и дед которого были выходцами из крепости.
О древней подземной системе ныне знает лишь старшее поколение в Крыму, в основном, потомки княжеских родов. Наиболее полные сведения поступили от племянника Хана Шапшала Сем. Шапшала (1903-1989).
К началу поисков имелась устная информация о наклонных выходах из крепости к воде с территории Бурунчака, из места Авул (лагерь, где проводили военные учения и развертывали войско), а кроме того, из района Кичик-капу — Малых-ворот и из расположенной неподалеку княжеской усадьбы.
Имелись и сведения о том, что эти ходы вели к колодцам у южных обрывов крепости между Кичик-капу и восточной частью Бурунчака, реже назывались и другие участки.
Инициаторами поиска осадной системы водоснабжения были О. Грибенников (заслуженный тренер Украины, мастер спорта, инструктор по туризму), Ю. Полканов (спелеолог, горный инженер, геолог, доктор геологических наук, академик академии технологических наук Украины, главный научный сотрудник) и Ю. Шутов (спелеолог, горный инженер, гидрогеолог, кандидат геологических наук, ведущий научный сотрудник).
Внимание исследователей привлекло незначительное углубление западнее Кичик-капу и в 35 метрах южнее Пенджере исара (Стена с окном).
Положение этого места не противоречило имевшимся данным. Поисковый раскоп подтвердил правильность прогноза. В августе 1998 г. на второй день работ исследователи вскрыли устье колодца.
На первом этапе работы вела группа названных выше энтузиастов. На глубине 25 метров была вскрыта галерея Алтын-Мердвен (Золотая лестница). Она полого поднимается на высоту 30 метров.
Ход имеет квадратное сечение. Почти на всем его протяжении вырублены ступени. Свод местами покрыт мелкими сталактитами.
На своде основной галереи и в нижней ее части видны нечеткие поздние надписи (чаще копотью), выполненные караимским курсивом, реже латынью и арамейским квадратным шрифтом.
Караимский газзан (священник) В. Тириаки прочел характерные имена и фамилии крымских караимов Ходжаш, Синан, Чанак.
На глубине 27 метров колодец расширился почти до 5 метров за счет полого винтового хода «улитки», начавшегося от портала галереи.
Проведенные работы по удалению грунта позволили вновь превратить «слепой» колодец (сокур) в «зрячий» и вернуть ему тем самым первоначальное название Тик-кую.
С марта 2001 г. расчистку и исследования Тик-кую наладил центр спелеотуризма «Оникс-Тур» и к настоящему времени выполнил огромный объем работ.
Очевидно система Ашарын Йол — тайного или скрытого пути, как его называют старейшины крымских караимов, служила не только для скрытого прохода к воде. При необходимости в ней могли укрыться сотни людей.
Не исключалось и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую, что может служить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей скрытый путь известный только посвященным.
Действительно, если предположить, что вертикальная шахта Тик-Кую является неким «стволом-каналом в космос, то смысл сооружения как диоптрического устройства, — это возможность более качественного улавливания (передачи) определенной частоты колебаний.
Исследования показали наличие четырех ярких звезд, доступных для данного события:
Название | Созвездие | Звездная величина | Расстояние (световые годы) |
Вега | Лира | 0,03 | 25,3 |
Капелла | Возничий | 0,08 | 42,2 |
Денеб | Лебедь | 1,25 | 3229,3 |
Арктур | Волопас | -0,05 | 36,7 |
Для сравнения Солнце имеет -26,66 звездную величину, ярчайшая звезда нашего неба Сириус -1,44, а глаз человека различает звезды до +5 величины, максимум до +6.
Если допустить, что шахта Тик-Кую вертикальна, то географическую широту колодца в своем движении по небу пересекали три звезды: Вега в 3220 году до н.э., Капелла в 1215 году н.э., Денеб в 1845 году н.э.
Остановимся на дате дохристианского периода. Вычисления показывают: в 23-00 (местного времени) 23 июня 3220 года до н.э. над местностью Чуфут-Кале с географическими координатами: широта 44° 44′, долгота 33° 56′, превышение местности 564 метра, вертикально над колодцем находилась звезда Вега! Через 500 лет Вега в своем движении отклонилась на 2 48′ и вышла из зоны наблюдения со дна Тик-Кую.
Повторно точно по центру колодца Тик-Кую звезду Вега можно будет наблюдать в 24° 22 июля 4855 года.
Так что можно было осмелиться предположить, что сооружение Тик-Кую было построено 52 века назад!
Спелеологи фирмы «Оникс-тур», проводившей раскопки колодца, рассказали, что ученые дважды исследовали Тик-Кую и не смогли определить дату постройки, называя от 5 до 15 века н.э.
В этот временной интервал попадает с 1030 по 1400 года (в 1215 году строго по центру колодца) звезда Капелла, проходившая в зените над Тик-Кую.
Однако, осмелюсь утверждать, что каждый попадающий в уникальное пространство колодца и спустившийся на дно его жерла, испытывает при удивительное измененное состояние.
Предположим, что все таки ствол колодца совпадает с движением небесных тел и в тот момент, когда внутри него находится человек, осознающий свою действительность, его внутренние ритмы микрокосмоса и внешние ритмы макрокосмоса совпадают и звучат в унисон.
Происходит «обновление» внутренней программы и как следствие происходит изменение и внешних событий в жизни человека. Сомневаетесь? Пойдите сами и убедитесь в достоверности описанного.
И это не единственная теория о возведении подобного сооружения.
Есть еще одна, не опровергающая первую, а скорее дополняющая ее и имеет она отношение к священных храмам-колодцам, имеющим место быть в Болгарии, Сардинии, Палестине.
Более подробно об этом — в статье «СВЯЩЕННЫЕ ХРАМЫ-КОЛОДЦЫ и ЗОЛОТОЙ КОЛОДЕЦ ТИК-КУЮ«.
ПОСЕЩЕНИЕ ТИК-КУЮ и ЧУФУТ-КАЛЕ — ПЛАТНОЕ