Золотая Колыбель

«Грааль – это камень особой породы:
Lapsitexillis – перевода
на наш язык пока что нет
Он излучает волшебный свет…»

«Парцифаль» Вольфрам фон Эшенбах

Что такое поиск Грааля? В текстах, посвященных Граалю налицо очевидные параллели с учением эзотерического христианства. Поиск Святого Грааля это не столько поиск исторического артефакта, существующего на физическом плане бытия, сколько своеобразная мистерия, представляющая собой цепь мистических инициаций.

В книге под названием «Поиски Святого Грааля» об этом говорится следующим образом: «Цель этого поиска – не земные дела. Это поиск высших тайн и скрытых откровений Господа нашего, тех высших секретов, которые Высочайшее Учение откроет только тому блаженному рыцарю из рыцарей земли этой, которого Он избрал, дабы служить Себе. Он откроет величие чудеса Святого Грааля, позволив узреть то, о чем не может помыслить ни одна смертная душа, что не может описать ни один земной язык».

Только достойные могут найти Святую Чашу, а «тот, кто не чист от грехов, не увидит Тайн Господа нашего Иисуса Христа» (Томас Мэлори «Повесть о Святом Граале»).

Отправляясь на поиски Святой Чаши, следует помнить, что они потребуют многих жертв и испытаний, и что дух того, кто хочет найти Грааль, должен преодолеть любые соблазны мира. В Артуровском цикле только троим счастливчикам суждено было присутствовать при таинстве Грааля. Уделом остальных становились бесплодные скитания, разочарование и даже гибель. Те же кто, был не достоин увидеть Золотую Колыбель в крымской легенде «возвращались изуродованные, с помутившимся разумом».

Основа мистического христианского учения состоит в серии последовательных посвящений в жизнь самого Христа, с разделением при этом его переживаний и соединением их со своим собственным опытом. Восточные святые отцы большое внимание уделяли восстановлению человека к Божественной жизни. Существовало даже понятие «теозис» — «обожение». Но эта тонкая идея оказалась слишком трудна для постижения, и западная церковь старалась приуменьшить ее значение. В восточных же церквях эта идея была предметом веры. Во время Крестовых походов группа людей, ознакомившись с учениями Востока и недовольных тем, что церковь на Западе принимает все более внешние формы, положила начало корпусу легенд о Поисках Грааля.

Это были люди, бывшие в прямой связи с волей Бога: мистики, истолковавшие внутреннюю работу творения, трубадуры и рассказчики легенд, передавшие эти истины в символической и от этого доступной форме. Оставленные ими зашифрованные тексты, дают нам верные ориентиры для поисков, если мы знаем ключ к их шифру.

Поиски Грааля происходят не в нашей реальности, а в сакральном времени (том самом Евангельском «времени оном») и пространстве. Страна Грааля – это страна духа, и ее не часто удается посещать в наши дни. Может быть, это и не полная пустыня, но там растут непроходимые заросли, а дороги запутаны и неведомы. Мы можем следовать по тому пути, по которому шли когда-то средневековые искатели Грааля – из Камелота в замок Корбеник, название которого переводится как «блаженство преображенного тела» и дальше в мистический подземный город Саррас, напоминающий легендарную страну Агарти. Мы можем избрать и свой собственный путь. Но каким бы путем мы не шли, нам будут нужны определенные указательные знаки. И этими знаками будут загадочные места, связанные с Легендой о Золотой Колыбели.
Город Святого Феодора

«Когда они расселись по местам и шум утих, раздался удар грома, столь оглушительный и ужасный, что они подумали, будто замок рушится. Внезапно зал озарился солнечным лучом, испускавшим сияние всемеро более яркое, чем прежде. В тот же миг они все были озарены им, как милостью и благодатью Святого Духа, и начали переглядываться недоумевая и смутившись. Но никто из присутствовавших не проронил ни слова, все словно онемели…вдруг явился Святой Грааль, накрытый покровом из белой парчи. Руки никого из смертных не касались, и не несли его. Он явился в зал через раскрытые парадные двери, и дворец сразу же наполнился благоуханием, словно все на свете ароматы были рассыпаны вокруг по чертогам».
Явление Грааля в Камелоте, начало поисков в цикле «Ланселот-Граал».

Представьте себе, что вы находитесь в большом полутемном зале средневекового замка. Стены зала отделаны холодным мрамором. На стенах великолепные позолоченные мозаики с изображением Христа, Святых, византийских императоров и императриц таинственно мерцают при свете лампад и свечей.

Откуда-то издалека вы слышите тихие песнопения на греческом языке, более возвышенные и чистые, чем все когда-либо слышанное вами. Под стенами залы эхом отдаются величественные аккорды византийской литургии – «Кирие элейсон» — «Господи помилуй».

В самом зале, преклонив колени, чинно внимают песнопениям, несколько мужчин. Они одеты в кольчуги с накинутыми на них шелковыми плащами. Их напряженные аскетичные лица выдают крайнюю степень сосредоточенности на молитве. Темные волосы и бороды, широковатые скулы указывают на то, что в жилах их течет восточная кровь. Это – последние представители римско-византийской знати. Архонты, игемоны, простатевонты и топархи. Потомки римских легионеров, византийских аскетов, готских конунгов и аланских воинов.

Из самой глубины зала в окружении лампад на молящихся смотрит, изображенный на фреске младенец в Чаше. Вокруг Чаши склонились в поклоне ангелы с золотыми подсвечниками и зажженными свечами, а за ними старцы в белых ризах.

Мы с вами находимся во дворце ауфентов Феодоро в городе на плато Мангуп. Отсюда мы и начнем наше путешествие. Крепость на Мангупе была построена в VI веке для защиты византийских владений в Таврике от набегов варваров. Место для крепости было выбрано неслучайно. Плато возвышается над уровнем моря, более чем на 500 метров, и с него видны окрестности на много десятков километров вокруг. Обрывы, достигающие в некоторых местах 70 метров, делали кастрон почти неприступным, а на самом плато было несколько источников чистой родниковой воды.

«Положение Мангупа необыкновенно, — писал один из авторов. — Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира».

В XIII веке крепость на Мангупе получает имя в честь Святого Феодора Гавраса Стратилата – Сан-Тодеро и становится столицей одноименного государства – последнего оплота Византийского мира после падения Константинополя.

Сейчас от города осталась лишь груды мрачных развалин, но когда-то он и его обитатели жили совсем другой яркой и бурной жизнью, творческой и напряженной. Посетивший в конце XIV века столицу Феодоро константинопольский иеромонах Матфей был поражен ее величием и красотой. С восхищением пишет он о прекрасных дворцах, храмах, мозаиках и фресках дивной красоты, фонтанах с кристальной родниковой водой, портиках и колоннах: «Нигде в мире не найдешь… более великого города, кроме, пожалуй Константинополя, И, диво дивное, меня изумляет Твое творение!».

Совершим и мы небольшую прогулку по городу Святого Феодора с теми средневековыми путешественниками, кто застал его в лучшие времена.

Крепость защищала оборонительная система из мощных стен и башен, длинной более километра.

«Это высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе. Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршин глубиной — воистину бездны адские! Доступа к этой цитадели ниоткуда нет, разве что со стороны ворот. Замок имеет семь высоких башен, а вход в них лежит через ворота, каждые из которых подобны воротам премогучей твердыни. Хотя вокруг той скалы нет гор, высотой ее превышающих, Аллах пожелал, дабы из той скалы в трех местах источники били» (Эвлия Челеби «Книга путешествий»).

Единственная колесная дорога, по которой и сегодня можно подняться на плато на джипе, огибает мыс Тешкли-бурун. Извивающаяся змеей дорога вела к главным городским воротам, а из пещерных казематов на мысе караул пристально следил за поднимающимися. Сам Тешлки-бурун отгорожен от плато стометровой стеной. Здесь под защитой цитадели находились административные здания, в том числе княжеские кладовые, княжеская капелла «Октагон», монастырь, тюрьма.

«Когда же я вошел в цитадель, я увидал остовы строений,
Прекраснейшие храмы и великолепные каменные палаты,
Множество высеченных в скале склепов, портиков и колонн,
Украшенных в тому же разноцветной живописью».

(«Описание города Феодоро, иеромонаха Матфея»).

Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трехэтажный замок-донжон. По внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вел богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.

Напротив цитадели расположены жилые кварталы. Сейчас почти вся территория городища заросла травой и кустарником, но глазам средневековых путешественников, смотревших на столицу Федоро со стен цитадели, открывалась совсем другая картина.

«Я увидел ровную поверхность с четырьмя мысами,
Сады, орошенные сладостными водами
Источников, бьющих из под земли, изобильных водой,
Местность с прекрасным воздухом.
Я увидел удивительные храмы с мозаичными полами, крестово-купольные, базиликальные и округлые.
Как поведать о кафедральном соборе?
Как рассказать об архитектуре зданий».

(«Описание города Феодоро, иеромонаха Матфея»).

В верховьях Гамам-дере находится родник, вокруг него располагались дома местной знати. Недалеко от родника можно увидеть руины «Базилики св. Константина и Елены» — самого большого храма Горной Таврики. Базилика размером- 31,5 х 26,2 м была разделена двумя рядами колонн, — по шесть в каждом, — на три нефа. Она была построена в VI веке и затем неоднократно перестраивалась, просуществовав до 1475 года. Рядом с базиликой был княжеский дворец, который ныне превратился в груду камней. А когда это было монументальное двухэтажное здание (40х35 метров), к северной стене которого примыкала башня с винтовой лестницей, ведущей на второй этаж. Стены его были украшены фресками, а для украшения проемов использовались мраморные наличники.

От края южного обрыва идет потайная тропка. Она ведет к т.н. «Южному монастырю». Пещерная церковь монастыря – единственный из храмов Мангупа, где сохранились остатки фресковой росписи. Она представляет собой один из лучших примеров стиля «палеологовского ренессанса».

В 1475 году, спустя 23 года после падения Константинополя, после пятимесячной осады город был захвачен турецким экспедиционным корпусом, во много раз превосходившим защитников по численности и вооружению. Выстрелы турецких пушек по цитадели Мангупа поставили точку в истории тысячелетнего «христианского царства» — Византийской Империи.

Захватившие город янычары подвергли его страшному опустошению. Защитники Феодоро были либо перебиты, либо проданы в рабство. Многие говорят, что до сегодняшнего дня в этом месте остается атмосфера ужаса. Если здесь и была обитель Грааля, то никакой святости здесь не сохранилось.

Поклонившись могилам последних защитников византийского Православия, еще раз вспомним слова иеромонаха Матфея:

«Как мне поведать тебе о моих тяжких утратах,
О войнах и страшных событиях, о боевых отрядах…
О резне и трепете судорожном тех, кто был внутри, и тех, кто был снаружи,
О набегах, засадах, о ржании лошадей,
О стенаниях множества народа, осажденного в городе, и о погребальных плачах».

и продолжим наше путешествие….
Кастрон Готфии

«Вскоре он уже мог видеть перед собой мощную стену, окружающую твердыню замка, и его крепкие ворота…. Он поглядел на вершину стены и увидел людей, вероятно, святой жизни – то были священники в стихарях и престарелые седовласые рыцари в одеяниях, напоминающих облачения монахов или клириков, — и на каждом из бастионов красовался крест. Прямо на стене находилась небольшая часовня, и в нее то и дело входили люди, выходившие из главного зала замка. На кровле часовни возвышалось сразу три креста, на каждом из коих был изображен золотой орел. Священники и рыцари, проходя по стене, преклоняли колени пред часовней, и время от времени обращали взоры на небо, радуясь и ликуя, словно они видят в вышине Самого Господа….В этот момент сэр Гавейн поглядел перед собой и увидел священника, выходившего из ворот замка.
— Господин мой, умоляю вас, откройте мне, что это за замок.
— Сир, это замок на въезде во владения богатого Короля – Рыбака, и внутри него сейчас совершается служба Грааля».
«Перлесво».

Пещерный город Эски-кермен расположен в 5 километрах к востоку от Мангупа. Городище занимает плато столовой горы. Его длина с севера на юг составляет около километра, наибольшая ширина — 170 м, высота отвесных обрывов до 30 м.

Город был построен в правление императора Юстиниана I в качестве пограничной крепости, охранявшей путь из степей к Херсонесу. Вероятно, именно здесь находился главный опорный пункт Империи в Горной Таврике, известный как «Климата», «Кут» или «Кастрон Готфии» с византийским гарнизоном, состоявшим из выходцев из восточных провинций империи ромеев.

В период позднего средневековья входил в состав государства Феодоро в качестве провинциального центра. Во время эпидемии чумы середины XIV века, известной в Европе как «черная смерть», жизнь на плато замирает.

Наше путешествие по Эски-кермену мы начнем по тропе, которая поднимается по пологому юго-восточному склону плато. Еще перед входом в город наш ждут два очень показательных «совпадения» топографии местности «кастрона Готфии» и легендарного Корбенка –из цикла романов о Граале. В романе «Ланселот» его главный герой, прежде чем попасть в Корбеник убивает дракона, спрятавшегося в гробнице в часовне у стен замка.

После небольшого подъема справа от главной тропы мы увидим огромный камень, отвалившийся от основного массива скалы. Прямо в этом камне высечена поминальная часовня с гробницами. Однако самой главной достопримечательностью этой часовни является относительно хорошо сохранившаяся роспись. На ней изображены Три Святых воина, откуда и пошло, обозначенное в путеводителях названием мартирария «Храм Трех всадников». Один из воинов, предположительно святой Георгий, поражает копьем змея-дракона. Два других всадника, возможно Святой Дмитрий Солунский и Святой Феодор Гаврас. В храме плохо сохранившаяся надпись: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

Тропа ведет нас дальше. Однако не стоит спешить. Примерно в 50 метрах от часовни, остановимся и посмотрим наверх. Небольшой пещерный комплекс прямо над нашей головой – это храм «Успения» с изображенной в нем литургией Золотой колыбели. В центре алтаря храма «Успения» нарисована литургия ангелов и святых отцов. Центром композиции является чаша-колыбель с Евхаристической жертвой. С обеих сторон к чаше склоняются фигуры ангелов с рипидами в руках. Фигура левого ангела утрачена почти полностью.

«Сэр Гавейн взглянул на Грааль, и ему подумалось, что он видит потир, и подумалось ему, что он видит перед собою двух дивных ангелов, несущих золотые подсвечники с огромными зажженными свечами….А в самой середине Грааля он, как ему представилось, узрел образ Младенца». («Перлесво»).

Следующими от престола стояли святители. Из них частично сохранился только правый. Он в белых ризах без крестов, видны охристые омофор и палица. Чаша в настоящий момент почти не видна, о ней можно судить только по фрагментам ярко-красного цвета на месте изображения воздуха. Она сохранилась только в старых описаниях фрески, позволяющих провести ее реконструкцию.

Оглядывая часовню снизу (потом у нас будет возможность осмотреть ее внутри) вспомним слова из «Перлесво»: «Прямо на стене находилась небольшая часовня, и в нее то и дело входили люди, выходившие из главного зала замка. На кровле часовни возвышалось сразу три креста, на каждом из коих был изображен золотой орел».

Золотых орлов – гербов Феодоро – в настоящий момент на пещерной кровле храма сейчас нет, но они вполне могли там находиться раньше.

Поднявшись выше, мы подойдем к главным городским воротам. Оборонительные сооружения города были уничтожены в период между 8 и 10 веками в ходе одного из конфликтов византийцев с хазарами. Но когда-то, «кастрон Готфии» защищали мощные оборонительные стены и башни. К главным городским воротам вела вытесанная в камне дорога. Сами ворота — двустворчатые, деревянные, обитые железом запирались большой балкой. Во время осады пространство перед воротами камнем, препятствуя огню и тарану. Перед воротами опускалась железная решётка – т.н. «катафракта».

Возможно, что удивленный средневековый путешественник, мог описать укрепления Эски-кермена теми же словами, что Кретьен де Труа описывал замок Корбеник: «Отсюда и до Бейрута вы нигде не найдете более стройной и притом возведенной в более дивном месте крепости».

Древние фортификаторы построили по всему периметру крепости стены, башни, а также высекли в пещерах многочисленные боевые казематы. Воины, находившиеся в них брали под обстрел подходы к воротам и наиболее уязвимые места по склонам. На плоских вершинах скал устанавливались камнемётные машины — баллисты, стрелявшие округлыми каменными ядрами, диаметром до 25 см.

Центром религиозной жизни «Крепости Готии» и прилегающей к ней области был большой базиликальный храм, построенный в 6-м веке. Некоторые авторы предполагают, что первоначальность именно здесь мог располагаться центр Готской митрополии.

Около главных крепостных ворот находится еще одна большая церковь – пещерный храм Иоанна Предтечи. Храмовый комплекс включает в себя собственно церковь, поминальную часовню и баптистерий – крещальню. Стены комплекса были расписаны фресками с изображавшим крещения Христа в водах Иоардана. Это, а также наличие в нем больших купелей позволяет предположить, что храм был посвящен Иоанну Крестителю.

Еще одна достопримечательность городища осадный колодец, уходящий в глубь скалы. Именно с его уничтожением исследователи связывают запустение городища. Варварам удалось узнать место расположения колодца и разрушить скальную стену у его основания, что сделало колодец доступным для осаждающих.

В легендах цикла Грааля Корбеник приходит в запустение, когда его жители оказываются недостойными видеть Святую Чашу. Правитель замка Король-рыбак получает болезненную рану в бедро и оказывается не в силах защитить свою страну, которая превращается в «Опустошенную землю». Жизнь в замке еще теплится, но он постепенно приходит в упадок. Самые отважные рыцари погибают, стены и укрепления ветшают. Лишь изредка в нем происходят видения и литургии Грааля. Именно здесь главные герои цикла проходят первые инициатические приключения, которые ведут их к последующим поискам.

Эски-кермену как нельзя лучше подходит название Замка Опустошенной земли. Когда Мангуп процветал, «кастрон Готфии» уже находился в глубоком упадке, вероятно со времен византийско-хазарских пограничных конфликтов 8-10 веков. Неизвестный по имени турмарх Готфии, попытавшийся восстановить крепость Климатов следующим образом писал об агонии этого некогда славного города:

«Итак, варвары, снарядившись достаточным войском, ворвались в нашу землю как конницей, так вместе и пешим войском, думая завоевать нас с первого натиска из-за слабости городских стен и нашей робости. Им не без основания можно было так думать, так как мы сделали местом поселения разрушенный до основания город и поэтому производили атаки скорее из деревни, чем из города. Ведь земля была опустошена самими варварами раньше и достаточно разорена, стены же были разрушены до основания, и тогда сначала я первым решил снова поселиться в Климатах. Поэтому я прежде всего выстроил около него по (нашим) возможностям крепость, чтобы из нее легче, было заселить и весь остальной город».

Построенная рядом с городом крепость до сих пор видна с северной окраины Эски-кермена, это крепость Кыз-куле, на плато Тапшан.

Посетивший Крым в середине 16 века польский посол Мартин Броневский нашел город полностью опустевшим.

«Недалеко от Манкопа, называемого турками Черкессигерменом, то есть новою Черкескою крепостью , лежит древний город и крепость но ни турки ни татары, ни даже сами греки не знают его имени, — писал он. — Известно только, что он погиб во время греческих князей…На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале домы, которых следы еще явно видны, не смотря на то, что место это совершенно поросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушился, но обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города»…
Литургия «Золотой Колыбели»

«Он поднял глаза и мог созерцать дивный серебряный крест, отделанный самыми разными драгоценными камнями. Этот крест нес высокий священник. И видно было, что священнику тяжело нести этот крест. На нем был стихарь и туника из Константинополя. За ним следовала процессия клириков, одетых в шелковые одежды, которые громкими голосами пели молитвы»

Начало литургии Грааля в «Первом продолжении»

К западу от «кастрона Готфии» в верховьях балки Черкес-кермен находится один из самых ярких памятников крымского Средневековья связанный с легендой о «Золотой колыбели». Пещерный комплекс, вырубленный в отдельно стоящей скале, получил условное название храма «Донаторов», поскольку сохранившиеся в храме фрески изображают жертвователей храма – членов княжеской семьи.

Дорога к храму идет через живописное ущелье Черкес-Кермен – древнейший «пещерный город». Первые пещеры этого городища, представляющие собой реконструированные естественные скальные гроты и навесы были заселены еще во времена палеолита. В Средние века они использовались в качестве загонов для скота жителями одноименной деревни.

Храм, площадью около 16 кв м, был центром небольшого скита, основанного в первой половине XIV века. Вряд ли в нем жило больше 2-4 отшельников. Наиболее примечательна описываемая церковь тем, что в ней находятся лучшие по сохранности фресковые росписи времен государства Феодоро. Это единственный храм, в котором сохранилось изображение чаши-колыбели.

Первый исследователь храма Н. Репников описывал центральное изображение следующим образом:

«Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом».

Основу сюжета составляет группа из шести священнослужителей, совершающих евхаристию и провозглашающих, подняв стихари, перерождение плоти и крови Христовой, изображаемой младенцем в яслях-чаше, расположенной на алтаре, в самого Спасителя. Несмотря на утрату верхней части композиции, удалось прочитать некоторые из надписей, сообщающие имена святителей: св. Николай, св. Иоанн и св. Арсений. Слева находится дьякон с Чашей (его изображение почти не сохранилось), возможно, если опираться на токование литургии патриарха Германа Константинопольского (+740), представляющий Иосифа Аримафейского.

«…сверху спустилась фигура, подобная младенцу, сострадательный взор и лик его сияли и святились, подобно огню. Младенец вошел в хлеб, каковой явным образом принял человеческий облик прямо перед очами собравшихся там. Когда Иосиф постоял немного, и стало видно, как тяжело ему держать это бремя, он возложил его в Святую Чашу» («Поиски Святого Грааля»).

Композиция «Поклонение Жертве», также как и видения Святого Грааля иллюстрируют главное Христианское Таинство – жертвоприношение Христа и является наглядным изображением литургической фразы: «Ты есть приносящий и приносимый». Роль священника в росписи храма Донаторов выполняет, расположенный в конхе и возвышающийся над литургией Христос-Пантократор.

Появление это композиции в византийском искусстве особенно в Сербии и Тавриде связано с широким распространением в XIII-XIV вв. мистических идей, которые утверждали возможность личного общения с Богом, минуя священника. Близкая аналогия фрески храма Донаторов находится в сербском храме в Сопочанах.

Также на стенах храма сохранились изображения ктиторов храма – членов княжеской семьи правителей Феодоро и сцены из Жития Святого Феодора Гавраса Стратилата. Фрески храма очень высокого уровня и восходят к лучшим константинопольским образцам этого периода.
Шиварин – последний оплот готских конунгов

«Все же прочие мысли были заглушены неодолимым желанием увидеть высеченный на скале лик, который мог указать ему верный путь к обители богов на вершине неведомого Кадата….Ужасным и грозным казался этот резной лик, озаренный всполохами закатного солнца…. Картер тотчас понял, что человек никогда бы не сумел высечь в камне ничего подобного. Это было изображение бога, высеченное руками богов, и его очи надменно и гордо взирали с высоты на искателя. Предания утверждали, что каменный лик настолько необычен, что его нельзя ни с чем спутать, и Картер понял, что предания не лгали, ибо длинные узкие глаза, и длинные мочки ушей, и тонкий нос, и выпяченный подбородок — все выказывало принадлежность к роду не человеческому, но божественному».

Говард Лавкрафт. «В поисках неведомого Кадата».

Продолжим наше путешествие. К северу от Мангупа и Эски-кермена на мысе Куле-бурун возвышается 12-метровая башня, господствующая над Бельбекской долиной.

Название города Шиварин или Шурен выводят от готского scivaro – «обломок скалы, камня». В видоизмененной форме этот топоним сохранился по сей день в названии «Сюйрень», превратившись в народной этимологии в «Сирень». В путеводителях древний Шиварин называется «Сюйреньской крепостью».

Путь к замку лежит через монастырь Святого Феодора Гавраса и шибляковые заросли массива Чардаклы-баир. Поворачивающая налево тропа приведет нас сначала к сложенной из бута насухо стене с надвратной башней, а затем к круглому двухэтажному замку высотой более 12 метров. Стена и башня сложены из хорошо отесанных квадров, что указывает на ее ранневизантийское происхождение. С северной стороны от башни ворота.

Башня была двухэтажной. Этажи разделяли деревянные балки и настил междуэтажного перекрытия. В мирное время на первом этаже находилось караульное помещение, а на втором небольшая церковь, исполнявшая, судя по большому количеству захоронений около башни, роль княжеской капеллы. На первом и втором этажах башни располагалось по три бойницы, а на верху открытая боевая площадка. Поражает сходство некоторых архитектурных деталей укрепления с готскими и романскими замками Западной Европы.

Стены верхнего храма были расписаны фресками. В настоящее время купол второго этажа башни, служившего капеллой, почти обрушился, и от его фресок остались лишь изуродованные фрагменты, поэтому судить о композиции росписи можно лишь условно. Только в основании купола сохранились несколько сцен из жизни Христа и Богоматери: в частности фрески, изображающие Рождество и Благовещенье. Роспись датируется XIII веком.

Территория, огороженная стеной, была плотно застроена. На поверхности четко видны следы построек. В городище практически не оставалось свободной территории. У северного обрыва мыса Кулле-Бурун в 1980 году был открыт потайной ход, с помощью которого можно было незаметно покинуть крепость.

Возможно, что в более поздний период в связи с ростом городища появилась необходимость создать еще один рубеж обороны. В 240 метрах к юго-востоку от башни находится еще одна стена, длинной 145 метров, сложенная из бута. На месте, где стена пересекается с главной дорогой, ведущей в город, можно различить остатки надвратной башни. Вторая стена была построена в XIII-XIV веках.

Сюйреньская крепость была построена византийскими фортификаторами в VI или VII веке для защиты северных границ Крымской Готии. Впоследствии византийское укрепление превратилось в феодальный замок, где находилась резиденция архонта – правителя Бельбекской долины. Со временем замок вырос до размеров поселения.

Реконструкции замка проводились в X веке в связи с учреждением в Таврике фемы Климаты, и в начале XII века в период правления прославленного императора Алексея Комнина.

Значение замка выросло после создания в Таврике государства Феодоро. В этот период площадь поселения увеличивается почти в два раза. Рядом с замком строится монастырь Святого Феодора Гавраса, обладавшей какой-то священной реликвией, возможно частицей мощей Святого. Не исключено, что замком владели представители одной из ветвей рода Гаврасов.

В 1475 году город был захвачен турками. С этими событиями связан пожар, уничтоживший часть фресок княжеской капеллы. Однако впоследствии Шиварин становится резиденцией фанариотских христианских правителей, признавших вассалитет от Крымского ханства и сохранившихся свою автономию. Посол императора «Священной Римской Империи» Бусбек, встречавшийся в середине XVI века в Константинополе с двумя крымскими готами, упоминает этот город в своих путевых заметках:

«Народность эта (готы) воинственная, она населяет и поныне многочисленные селения, из которых царек татар, когда выступает в поход, записывает 800 пехотинцев как главнейшее подкрепление своих войск. Он говорил, что из главнейших их городов, один называется Манкуп, другой – Шиварин».
Пещера «золотой колыбели»

Главная загадка Шиварина — вырубленные на северной оконечности мыса Куле-бурун, примерно в 200 метрах от башни каменные лики. Неизвестный средневековый скульптор вырубил на мысе два человеческих лица. Один из ликов обращен к пещере Алтын-Бешик, вырубленной на 60-метровой высоте в скале Кулю-кая, расположенной к юго-западу от Куле-буруна. Согласно местным легендам эта труднодоступная пещера являлась одним из мест, где хранилась золотая колыбель. По преданиям эта искусственная пещера расписана фресками из охры, однако ее труднодоступность до сих пор служила препятствием для исследователей. Никто так и не может сказать, какие тайны скрывает эта пещера, на которую смотрит загадочный каменный лик….
Часовня Грааля

«Но сэр Ланселот поскакал дальше, он долго ездил вдоль и поперек по дикому лесу, не разбирая дороги и положившись лишь на волю случая. Но под конец выехал он на распутье дорог, где на безлюдной равнине стоял большой каменный крест. И тогда огляделся сэр Ланселот кругом и увидел старую часовню, и туда направил он коня, думая найти там людей. Вот привязал сэр Ланселот коня к дереву, снял щит свой с плеча и повесил на сук, и приблизился он к дверям часовни, но двери оказались разбиты и обрушены. А внутри разглядел он алтарь прекрасно и богато убранный покровом из чистого шелка, а на нем стоял блистающий подсвечник с шестью большими свечами, и был этот подсвечник из серебра. И, видя такое сияние, пожелал сэр Ланселот во что бы то ни стало войти в ту часовню, но входа найти не мог. И тогда он, огорченный и опечаленный, повернул назад, туда, где был привязан его конь, снял седло и сбрую и отпустил его пастись, а сам отстегнул шлем, отвязал меч с пояса, лег на щит свой у подножья креста и уснул».

Томас Мэлори Повесть о Святом Граале.

Совершенно особое место в цикле Грааля занимает некая «часовня Грааля». Она находится не в легендарном «духовном замке» Сарраса и не в замке Опустошенной земли Короля-рыбака. Это некое отдельное место, в котором избранные на пути поисков Грааля получают возможность лицезреть его литургию, которую совершает одинокий отшельник.

В цитированном выше отрывке Грааль из загадочной часовни исцеляет больного рыцаря, однако Ланселот, будучи грешным человеком, не может увидеть таинство Чаши, и довольствуется лишь смутным видением во сне: «И еще очутился там серебряный стол, а на нем — священный сосуд Святой Грааль, еще прежде виденный сэром Ланселотом во дворце Короля-Рыболова».

В горном Крыму есть удивительное место, которое во времена государства Феодоро можно было назвать «краем часовен». Между долинами рек Кача и Бельбек на высоте около 500 метров над уровнем моря находится небольшая горная котловина. Если от Сюйреньской крепости спуститься в село Куйбышево, а затем взять курс на север по извилистой дороге и известняковым склонам, то через некоторое время мы окажемся в уютной горной долине, окруженной заросшими лесами холмами.

Здесь в Средневековье находилось поселение и крепость Керменчик, которая располагается на одноименной горе над одним из правых притоков Бельбека над селом Высокое. Сама крепость расположена в полукилометре от села на скалистой возвышенности на высоте более 700 метров над уровнем моря. Длина оборонительной стены более 230 метров, с юга находилась башня-донжон. Раскопки в укреплении до настоящего времени не проводились, однако оно ничем не выделяется среди многочисленных замков-убежищ этого же периода.

Поражает в этом интересном месте совершенно другое. На относительно небольшой территории в окрестностях Керменчика и соседней деревни Лаки (ныне не существующей) только визуально без проведения раскопок еще сто лет назад можно было различить остатки 14 церквей и часовен. Храмы были построены повсюду: на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников.

«В окрестностях Керменчика и теперь известны развалины одиннадцати церквей; девяти сохранились и названия: Троицы, Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Успения Богородицы, Евфимия, Иоанна Предтечи и Максима. Конечно, все это маленькие церковки, от которых большею частью сохранились только едва приметные развалины; но все же я не знаю в Крыму нигде ничего даже и близко подобного! – с удивлением писал известный крымовед А. Бертье-Делагард в работе «Керменчик – Крымская глушь», увидевшей свет в 1898 году. — Если прибавить три церкви в Лаке, то на пространстве не более четырех верст окажется четырнадцать церквей».

Главной церковью Керменчика была церковь «Святой Троицы», располагавшаяся в центре средневекового села. Бертье-Делагард, оставивший ее краткое описание, пишет, что «она представляет редкое, почти единственное явление в Крыму».

«Построена она очень хорошо, из крупного штучного камня, в три корабля, когда-то перекрытых сводами и даже маленькими куполами; корабли разделялись двумя рядами восьмигранных колонн, из коих одна еще стоит на месте», — пишет исследователь.

Рядом находилась Свято-Феодоровская церковь, возможно посвященная Феодору Гаврасу. В храме хранился древний образ этого Святого, вывезенный в XVIII веке во время депортации крымских греков. В XIX столетии церковь была перестроена новыми жителями села, а в 50-х годах XX столетия разрушена.

Руины еще одного храма – «Успения Богородицы» почитаются местными татарами в качестве могилы неизвестного азиза – святого.

Недалеко от Керменчика у подножия горы Святого Ильи (с одноименной часовней на вершине) можно осмотреть храм Святого Луки. Он был построен в 1904 году на месте средневековой церкви.

Главный западный вход в храм оформлен порталом. Над дверным проемом портала надпись-дата – «Год 1904». На полуциркульных арках, обрамляющих тимпан над порталом, надпись на новогреческом языке, слова Христа: «Придите /ко мне/ все труждающиеся и обремененные и я упокою /вас/».

Внутри храма сохранились остатки фресковой росписи: в парусах видны изображения четырех евангелистов. Евангелист Матфей изображен ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Орел – символ евангелиста Иоанна и означает высоту евангелического учения и сообщаемых в нем Божественных тайн. Символ евангелиста Луки – телец, чем подчеркивается жертвенное искупительное служение Спасителя…

Расположенная «на распутье дорог» на «безлюдной равнине», церковь Святого Луки как нельзя лучше подходит под определение одинокой «часовни Грааля».

При желании можно подняться на гору Святого Ильи, с которой откроется замечательный вид на Лакскую котловину и ее окрестности. Поднимаясь на гору, посмотрите налево. Огромный скальный массив, расположенный к северо-западу от Лак, следующая цель нашего путешествия – пещерный монастырь Качи-кальон.
Экспедиция Отто Олендорфа

13 декабря 1941 года в Крым прибыл «рыцарь Грааля» руководитель «Айнзацгруппы Д» Отто Олендорф. Среди мест, которые привлекли его внимание, был и Керменчик. Возможно, потому что кладбища в окрестностях села считались готскими.

Однако подготовка экспедиции в окрестности Керменчика встретилась с проблемой в виде отрядов партизан, находивших убежище и поддержку среди местного населения.

Вероятно, в качестве мер, по обеспечению безопасности экспедиции было решено уничтожить село Лаки, жители которого поддерживали партизан. 23 марта 1942 года село окружили немцы и каратели из добровольческого татарского батальона. Жители деревни были убиты или интернированы в другие населенные пункты, все здания в селе сожжены, сохранилась только церковь.

Об итогах экспедиции Олендорфа в район Керменчика не известно. В послевоенные годы системных раскопок советскими археологами в данном районе не велось.
Битва на Волосяном мосту «Кыл-Копыр»

«И они прибыли к Мосту Меча после часа езды. На подступах к грозному мосту они сошли с коней. Мост этот отличался от всех остальных мостов. Никогда не имелось такого, и никогда не будет. Он был сделан из отполированного острого меча ослепительной белизны, нависавшего над ледяной водой. Лезвие было хорошо отточено и прочно».

Кретьен де Труа «Ланселот или рыцарь повозки»

Кыл-Копыр или «Волосяной мост» — так называется недоступная тропа между двумя гротами пещерного монастыря Качи-кальон, возвышающегося к северу от Лакской котловины, над долиной реки Кача. Образ моста «как волос» заимствован из сочинений мусульманских мистиков. Этот мост соединяет Землю с астральными сферами и Раем.

Скальный массив Качи-кальона представляет собой величественнейшее зрелище. Этот комплекс появился в результате совместной работы природы и человека. Массив тянется более, чем на полкилометра с запада на восток. В обрыве скалы пять огромных природных гротов, в которых уже человеком высечены пещерные постройки: церкви, монастырские кельи, казематы, галереи.

Пещеры располагаются в несколько ярусов и связаны между собой скальными террасами и наружными лестницами. Монастырь был укрепленным и кое-где до сих пор сохранились остатки оборонительных стен.

Наибольшее впечатление на посетивших этот комплекс оказывает четвертый грот, представляющий из себя грандиозную пещеру со стрельчатым сводом. Высота пещеры превышает 70 метров, в ней находится источник Святой Анастасии.

По свидетельству известного крымоведа Кондараки это место получило название «Кальеон, потому что в древности здесь существовало какое-то капище и истуканом этого имени». Несмотря на то, что источник большого грота считался Святым об этом месте в средние века ходили зловещие легенды, говорили о якобы обитающих там чудовищах, подстерегающих случайных путников.

Все это вполне согласуется с темой «Волосяного моста». Он начинается от юго-восточной части Четвертого грота и представляет собой узкий скальный карниз и тропу над пропастью, ведущую в еще один – Пятый грот. Когда стоишь около этой тропы, захватывает дух от головокружительной высоты.

В большинстве дошедших до нас текстов цикла Грааля мотив перехода моста утрачен, хотя он вскользь упоминается в ряде произведений. Однако, по мнению известного исследователя Антона Платова этот архаичный мотив является одним из ключевых в инициации Грааля. Переход Моста-Лезвия или Моста-волоса представляет собой ни что иное как инициатическое путешествие в мир мертвых, при этом героя, как правило, ждет поединок с чудовищным Стражем Моста…

Образ Моста между двумя мирами распространен как в христианской, так и в исламской апокалиптие. Еще апостол Павел писал о мосте, «узком как волос» и соединяющим наш мир с Раем. Арабские мистики подчеркивают труднодоступность этой тропы «уже волоса». У де Труа Ланселот должен пройти голыми стопами и руками по мосту Меча, этот мост ‘острее косы’, а переход по нему ‘полон мук и страданий’. Мост охраняют два голодных льва, однако, ступив на берег, рыцарь видит только маленькую ящерицу. После посвящения опасность исчезает сама собой…

«В райские времена человечества, — пишет Мирча Элиаде об этой концепции в работе «Шаманизм, архаические техники экстаза», — Землю и Небо соединял мост, и люди могли беспрепятственно проходить в ту и другую сторону, поскольку смерти не существовало. После того, как легкое сообщение между Землей и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве ‘духа’, то есть для этого необходимо умереть или впасть в экстаз. Этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть; нужно противостоять демонам и чудовищам, пытающимся съесть душу; мост становится узким, как бритва, если по нему проходит безбожник и т.п.; только ‘добрые’, а особенно посвященные, без труда проходят через него».
Голова на блюде

«Это чаша и блюдо, на коем Господь Иисус Христос вкушал пасхального агнца со Своими учениками. Это блюдо – явленное лишь тем, кого Я почел Своими верными слугами, то самое, коего вид пагубен для неверных. И поскольку оно открывает себя лишь верным, оно и зовется Святым Граалем».

«Поиски Святого Грааля».

Весьма с интересной интерпретацией «золотой колыбели» еще несколько десятилетий назад мы могли встретиться в селе Бия-Сала (Верхоречье), находящемся в нескольких километрах от Качи-кальона.

На сельском кладбище находятся остатки храма св. Иоанна Предтечи. Все что осталось от этого некогда великолепного храма – глубокая полукруглая ниша. Церковь была заложена в XIV веке и восстановлена в 1587 году. Об этом осталась надпись: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи и крестителя Иоанна, смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского, на память его и его родителей, лета 7096, в ноябре месяце». В 1596 году эта церковь упоминалась в грамоте Бориса Годунова как получающая помощь из московской казны.

До 70-х годов прошлого столетия храм украшала фреска XV-XVI веков. Впоследствии замечательный археолог О.И. Домбровский инициировал снятие фрески со стен храма и передачу ее Бахчисарайскому музею в надежде на ее реставрацию. Однако эти надежды оказались тщетными. В связи с халатными обращением с фреской со стороны сотрудников Национальной академии наук она была фактически уничтожена, поэтому сейчас судить о ней мы можем только по попыткам реконструкции, которые предпринимались О.И. Домбровским.

Фреска имела два яруса: верхний, где на лазурном фоне был изображен деисус: поясные изображения Христа, девы Марии и Иоанна Крестителя и нижний со знакомым нам сюжетом «поклонения жертве». Сюжет представлял собой изображение младенца-Христа, лежащего на большом круглом жертвенном блюде, с обеих сторон которого стояли в полный рост по три святителя, а у самых краев оконного проема — два ангела с опахалами-рипидами.

Главное отличие фрески из храма Иоанна Предтечи от аналогичных изображений в храмах Успения, Донаторов и Евграфия заключается в том, что Младенец изображен в жертвенном блюде.

Это разночтение между чашей и блюдом встречается у многих авторов, тогда как в более поздних произведениях говорится о «пяти формах Грааля», в число которых входят Чаша, блюдо и камень. Не забудем, что сам храм посвящен Иоанну Крестителю, чья отрезанная голова была преподнесена Иродом Саломее на блюде. Поиск и авторитет этой реликвии в Средние века были лишь немногим менее популярными, чем поиски Грааля.

Интересное пересечение этих тем мы встречаем в цикле «Мабиногион». Во время процессии Грааля в романе «Передур» события развиваются следующим образом:

«Тут Передур увидел двух слуг, несущих громадное копье, с которого на пол стекали три струи крови. Когда же все в зале увидели это копье, то принялись плакать и причитать так, что горестно было смотреть на них. И еще через какое-то время в зал вошли две служанки, несущие блюдо, на котором лежала окровавленная человеческая голова. Тогда все, кто был в зале, издали горестный стон, и нелегко было его слушать».
Басман — Место, куда нельзя ступать.

«Когда все разошлись ромейский царь отнес колыбель в самую отдаленную глубину пещеры, опустился на колени, и подняв руки к небу, произнес заклятие:
— Всеведущие духи! Призываю вас в эту мрачную годину скрыть том место, где хранится колыбель. Наш народ погибнет ради спасения священной для него Святыни. Погибну и я с семейством, охраняя нашу святыню. Вы, добрые духи, будете видеть мои предсмертные муки, и слышать вопли невинных детей моих. Умоляю вас, ради пожертвовавших собой собратий моих, ради смерти детей моих – отныне принять на сохранение эти бесценные вещи, за принадлежность которых умирает целый народ с государем!
— «Аминь!» — послышалось в отдаленных гротах.
— Заклинаю кровью нашей, — продолжал царь, — и того, кто решится взглянуть на эти сокровища с умыслом похищения: пусть он лишится рассудка и, подобно бешеному волку, рыщет по горам до тех пор, пока погибнет жалким образом.
— «Аминь!» — повторили духи».

«Легенда о Золотой Колыбели»

Почему Грааль исчезает из нашего мира? В романе «Поиски Святого Грааля» сам Христос объясняет 12 избранным рыцарям причины его исчезновения. Они просты: жители нашего мира (Опустошенной земли) стали слишком греховными, для того, чтобы видеть его, они не чтили и не ценили соседство Грааля. Поэтому он перенесен в Саррас – таинственный город на Востоке — где он покоится в «духовном дворце», построенном в виде византийского храма.

Во всех легендах цикла Грааля он уходит на Восток. Но идет ли речь о географическом пункте на Востоке? В христианской традиции Восток – как место земного Рая противопоставляется мирскому Западу: «Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу и естеству нашему пришед, смирился еси до смерти».

В поздних романах о Граале объясняет мистический смысл этого загадочного города на «Востоке». Речь в них идет не о богатом восточном городе, каким с первого взгляда представляется Саррас. Речь идет о сакральной пещере в Центре Земли, олицетворяющей человеческое Сердце – обиталище Духа. Так, в немецкой поэме«Состязание певцов в Вартбурге» (около 1260) король Артур, забрав чашу Грааля, ушел со своими рыцарями в пещеру внутрь горы, подобно ромейскому царю из крымской легенды о золотой колыбели. В других текстах сам Грааль отождествляется с некоей сакральной реальностью – точкой пересечения между Земным Раем и лимбом, в котором избранные пребывают до Страшного Суда. Это место находится в уединенной пещере в горах: «в которой сокрыто множество живых людей, каковые прибудут в живых вплоть до дня Страшного Суда».

Итак, Чаша Грааля находится в «пещере горы», и увидеть его могут лишь чистые сердцем. Нечестивых она калечит и делает безумцами, также как и золотая чаша-колыбель. Увидевшие ее непосвященные «лишаются рассудка и, подобно бешеному волку, рыщут по горам».

От Моста-Лезвия наш путь тоже лежит на восток к пустынному плато Басман, протянувшемуся на несколько километров на высоте более 1.000 метров над уровнем моря. Именно здесь, по преданиям, находилась «золотая колыбель». До сих пор оно остается одним из самых безлюдных и редко посещаемых мест Крыма. Достаточно сказать, что плато находится в охраняемой зоне и добраться до него без проводника почти не возможно. С вершины плато открывается замечательный вид почти на весь крымский полуостров.

Согласно мнению филологов, «Басман» слово тюркское и переводится как «место, куда нельзя ступать». В средние века на плато существовало поселение с замком-крепостью, основанное около VIII века. Склон хребта Басман, обращенный к долине реки Донги, увенчан почти стометровой стеной известняков, в которой зияют входы в таинственные пещеры. В настоящий момент здесь выявлено 8 пещер и одна шахта. Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх – в замок. Однако сейчас лестниц нет и пробраться к пещерам можно только по узкой и опасной тропке, подстраховываясь за выступы скал и корни деревьев.

Те, кто отважится совершить это опасное путешествие, испытают незабываемые ощущения. Над вами будет возвышаться сорокаметровый отвес скалы, перед глазами будут только кроны высокоствольных буков, над которыми будет видна голубая даль где-то над Бабуганом.

Вход в самую большую пещеру Басмана представляет собой огромную арку, похожую на раковину для большого оркестра, высотой 5 и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды. Пещера карстового происхождения, заложена в известняках позднеюрского возраста. Вход в нее разделен надвое огромной натечной колонной, за которой пол резко понижается и ступенями круто уходит в глубь массива на 62 метра. Куполообразный свод пещеры поднимается почти на два десятка метров. Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. В ней находился средневековый некрополь и одноапсидный храм X-XV вв, гармонично вписанный в пещерный ландшафт — туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной колонной и выступами пещерной стены.

Именно здесь, судя по легендам, и была скрыта от глаз людских чаша-колыбель, изображенная на фресках крымских храмов. Как ни странно, археологические данные подтверждают легенду. Если верить преданию, колыбель была замурована в пещере скалы Басмана в результате произошедшего землетрясения и сопутствовавшего ему обвала после заклятья ромейского царя:

«раздались подземные удары и сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки».

Доказано, что поселение на Басмане было разрушено в результате сильного землетрясения в XIV или XV веке. В глубине одной из пещер был найден костяк человека, раздавленный рухнувшей на него каменной глыбой. Но сама таинственная Колыбель так и не была обнаружена….

Опасность путешествия на Басман подтверждается тем, что там и сейчас нередко пропадают люди.

В конце романа «Поиски Святого Грааля» три рыцаря, соответствующие трем составным элементам состоявшегося Человека, находят Грааль в «духовном замке» Сарраса. Эти три счастливчика: Галахад (пневма), Працифаль (душа) и Борс (физическое тело).

«Вернувшись к столу Галаад простерся пред ним и пал на лице свое, и за миг до того, как простерся на полу, душа его покинула свое обиталище – плоть, и ангелы вознесли его на руках своих, ликуя и благословляя имя Господа Бога Нашего. После смерти сэра Галахада совершилось великое чудо: двое его оставшихся спутников совершенно ясно видели руку, нисходящую прямо с небес. Рука простерлась к Святой Чаше и взяла ее вместе с копьем и унесла их на небо».

Парцифаль становится новым Хранителем Чаши и лишь Борс (физический человек) возвращается к людям, чтобы рассказать им об увиденном.

«И с тех пор никто из живущих на свете не дерзал говорить, что он видел Святой Грааль»…

Андрей Васильев г. Севастополь, Таврида, 2007 г.

Т-путешествия по местам Силы в Крыму: индивидуально - 15000, плановые (в малой группе) - 1500. Трансфер по Крыму.

В индивидуальном сопровождении включено: психоанализ и имидж-терапия, поиск и применение решений к существующим задачам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Крым Места Силы
Добавить комментарий