Четверг, 15.11.2018, 16:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Места Силы в Крыму
Авторская программа Руслана Стойчева "Гармония Жизни"
Viber, WhatsApp, Telegram: +7(978)1002819 и +7(978)8543956

Имидж-терапия и эмпатия

Места Силы в Крыму
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » СТАТЬИ О КРЫМЕ

Осман Акчокраклы. Татарские тамги в Крыму.

Научная экспедиция, отправленная летом 1925 года по постановлению Кр.ЦИКа и СНКома для изучения истории, культуры, литературы и этнографии крымских татар), при объезде степной части Крыма обратила внимание на особые знаки, т. наз. „тамги", употребляемые татарами.

Тамги эти, отвечающие русским таврам, употребляются крымскими татарами для клеймления своего скота с целью распознавания от чужого. Но научная экспедиция нашла их больше всего на надгробных памятниках, в деревнях северной части Крыма, населенных татарами. На таких камнях начертание имени усопшего и дата отсутствуют. Только тамга, высеченная на камне, указывает, к какому роду,улусу, принадлежал почивший в могиле. Однако с сожалением приходится констатировать, что татары степной полосы Крыма или ногайцы, зная свою тамгу, не могут указать, к какому именно улусу принадлежит данная тамга и ее владетели. В то время, как казаки (киргизы) и узбеки наряду с сохранением названий своих орд, улусов и уругов сохранили свои тамги и ураны (боевой клич), в Крыму все это забыто, перепутано.

В настоящее время в Крыму существует множество деревень, носящих название киргизо-казацких и узбекских улусов и орд. Как свидетельствуют названия их, племена эти в бытность свою еще кочевниками твердо знали имена своих уругов, но с переходом к оседлой жизни вследствие частых перемен местожительства, в силу земельных стеснений и смешения родов перепутано и забыто название орд, улусов и уругов, сохранена лишь форма начертания тамг.

Путем долгих и тщательных изысканий установить все это конечно возможно. В некоторых деревнях указывают, что такая-то тамга принадлежит данной деревне, но эти же тамги встречаются и в других деревнях,-поэтому не представляется возможности установить не основании этих показаний, какому роду и какой именно деревне данная тамга принадлежит.

Родиной тамг в Крыму является степная часть полуострова, которая была населена прибывшими из Ср. Азии татарами-ногайцами. В горную часть Крыма тамги переносились из степной.части вместе с приобретаемыми там животными и употреблялись здесь только для клеймления их в порядке подражания. На надгробных памятниках здесь и в центральной части Крыма эти знаки совсем не употреблялись.

При изучении тамг экспедиция наткнулась на оригинальное собрание их. По дороге из Симферополя, за Сарабузом и деревнями Хдыр-Бали и Алач, расположена деревня Абузлар. Ныне на этом месте существует совхоз, принадлежащий Крымрабфаку, (б.имение Гросса).

СТАТЬЯ О ПЕТРОГЛИФАХ В УРОЧИЩЕ АБУЗЛАР

В двух километрах южнее совхоза, среди поля, на поверхности обнаженной большой скалы высечено множество тамг. Известная среди местного татарского населения скала эта не обратила почему то до сего времени внимания историков, изучающих Крым; не упоминается о ней и в трудах по истории Крыма, изданных доселе. Площадь скалы-250-300 кв саженей; на ней более 60 тамг, из коих нам удалось срисовать до 35; остальные стерты, вследствие чего восстановить их не удалось.

Общий вид скалы с тамгами в Абузларе (члены экспед. измеряют и осматривают скалу).

О происхождении этих тамг среди местного населения существуют различные предания. Одни говорят, будто на этом месте когда-то собирались татарские племена, жившие в этом районе, для решения важных общественных вопросов. По другим версиям, будто бы при появлении татар в Крыму на этом месте происходили определение и раздача тамг, и для памяти они были закреплены на скале.

А. И. Маркевич, изучающий историю Крыма, держится другого мнения об этих тамгах. По его предположению, высказанному им мне в личной беседе, в старину татары, занятые скотоводством, зимой свои стада отправляли на склоны горы (Яйлы), и возможно, что с целью планомерной отправки своих стад на зимовку предварительно их собирали на одном пункте. Надо предполагать, что и Абузлар мог служить местом сбора, и племена, отправлявшие свои стада на горы, фиксировали для памяти свои тамги на этом месте.

Деталь скалы в Абузларе

Не опровергая мнения уважаемого археолога, мы со своей стороны думаем, что, так как район Абузлара по плодородию своей почвы издавна служил пастбищем, то тамги на этой скале были высечены с целью показать, что пользоваться пастбищами могли только те, чьи тамги отмечены на скале.

До приезда в Абузлар, который по справедливости может быть назван архивом тамг, экспедиция собрала некоторое количество их еще и в деревнях Хдыр-Балы и Алач. После же Абузлара еще в 40 деревнях было собрано до 400 тамг. Многие из них в различных деревнях повторялись.

Деталь скалы в Абузларе

Наибольшее число тамг обнаружено нами в г. Евпатории. На надгробных камнях Евпаторийского кладбища найдено до 88 знаков. Собранные экспедицией тамги принадлежат следующим местам:

Таблица . 1.Абузлар, 2.Хдыр-бали, 3.Алач, 4.Джулчак, 5.Карагурт, 6.Айдаргазы, 7.гор.Евпатория, 8.Такыл, 9. Кырк-Чолпан, 10. Кадыш, 11.Калач, 12. Каймак, 13. Кирлеут

14. Бурун-Эли, 15. Танабай, 16. Кыргиз-Казак, 17. Баккал, 18. Беш-Плав, 19. Огуз-оглу, 20. Аип, 21. Буюк-Ас, 22. Джамал, 23. Кучук-Ас, 24. Семен, 25. Бой-Казак, 26.Камаджи, 27. Акчора, 28. Карангыт, 29. Кенегез, 30. Шибан, 31. Тохтаба, 32. Байрач.

Образцы надгробных камней с изображением на них тамг. (рисовал чл.эксп. Р.Челебиев, гравировал художн. Варфоломеев.

Как древни тамги? Откуда и с чего взяты их формы?

По этому вопросу у старцев татар степной части Крыма существует предание, будто бы Чингиз-Хан (1155—1227) при объединении всех монгольских племен под своей властью определил каждому племени его тамгу во избежание смешения этих племен. Аналогичное предание, заимствованное из статьи Диваева в газете „Туркестанские Ведомости", было помещено в газете „Переводчик" (за 1901 год № 20). По этой версии „в древности тюрки или узбеки были малочисленны и жили под одним названием. В дальнейшем, при размно жении рода и увеличении количества скота, им пришлось, во избежание смешения, отделить стада по приметам рода, накладывая на них тамги, выбирая для каждого рода особое начертание. И с тех времен племенной состав тюрков следующий:

Минг, Джуз, Кырк, Ун, Унджит, Джалаир, Конграт, Алчин, Аргын, Кыпчак, Чакмак, Кыргыз, Казак, Калмык, Карак, Булак, Самарчык, Ктаган, Килячи, Кенегес, Буйрак, Урай, Кият, Китай, Канглы, Огуз, Чублач, Тутчи, Нагур, Утачи, Арлай, Керай, Унгут, Буркут, Тангыт, Алаут, Миск, Меркит, Клан, Унглан, Кары, Араб, Айлачи, Чубурган, Кышлык, Кдай, Туркмен, Дурмен, Кынтемир, Рамадан, Митен, Уйсун, Бары, Уюрчи, Джурат, Татар, Юрга, Набаш, Чагыр, Сулдус, Тубай, Тетекуве, Дары, Саткият, Кыргьн, Шырын, Курлауб, Баглан, Джанбай,Ойрат, Чыгыр, Уйгур, Агар, Ябударгын, Маджир, Сауран и др.".

Многие из этих родовых имен встречаются и в Крыму в виде названий деревень, бывших местом оседания прибывших в Крым отдельных родов. Общность названий родов и форм тамг ясно указывает на историческую и родовую близость Крымских ногайцев (татар) с азиатскими тюрками.Для сравнения приводим отдельной таблицей тамги (тавра) киргиз-казаков:

В труде Махмуда Кашгари „Диван люгатуль-турк", написанном на арабском языка в XI веке по Р. X., мы встречаем интересные сведения о тюрко-татарских родах и тамгах.

В I томе „Дивана", написанном в 1073 году, говорится: „В основном тюрки составляют 20 родов и делятся на множество племен; из них ближе к Руму): Бедженек, Кафчак, Огуз, Ямак, Башгрт, Кай, Ябаку, Татар, Кргыз (последние ближе к Китаю). Эти племена тянутся также и к востоку. Затем идут: Джекль, Тухси, Ягма, Играк, Джарук,Джумул,Уйгур, Хтай(Китай),Тавгач (или Мачин). Племена эти живут между югом и севером. М.Кашгари указывает, что только одно племя «Огуз» делилось на 22 колена и каждое колено имело особое начертание тамг, накладываемых на скот для отметки принадлежности его тому или иному племени.

Приводим название колен и тамг (по М.Кашгари):

По сообщению Кашгари, хан Огузов его времени происходил из колена „Кнык" и употреблял первую в вышеприведенной таблице тамгу.

14 тамг из 21, приведенных Кашгари в его труде, встречаются и в Крыму,-частью тождественные, частью же сравнительно схожие.

Можно предположить, что тамги среди тюркских народов употреблялись в очень древние времена. Известно, что люди в первобытном состоянии с целью выявления своей принадлежности тому или другому племени испещряли свое тело различными знаками. Несомненно, что тюркские племена, в периоде занятия скотоводством, употребляли тамгу для клеймления скота. Но, если принять во внимание, что тамги выжигались на животном каленым железом, то нужно предполагать, что употребление тамг на скоте до бронзового века весьма сомнительно.

На вопрос же, откуда и с чего взяты формы тамг, следует указать, что многие из тамг состоят из весьма примитивных, простых штрихов. Выражали-ли они в первые времена что либо, сказать трудно. Но в дальнейшем можно усмотреть, что начертание многих тамг заимствовано от форм орудий труда и предметов обихода и они назывались их именами. Если существуют начертания тамг, напоминающие предметы периода кочевой жизни, то с переходом к оседлой жизни и к земледелию появляются новые формы тамг, что можно установить, как по начертанию, так и по названию.

Некоторые из тамг, приводимым в нижеследующей таблице, местное население даёт название букв по схожести с арабскими буквами и цифрами

Среди тамг встречается и тамга формы шестиглавой звезды, известная у татар под названием печати Соломона. Но, если учесть, что такое начертание тамги встречается в некоторых местах на надгробных памятниках воздвигнутых на могилах хаджей и мулл, то мы придем к заключению, что форма эта заимствована не из Дальнего, а из Ближнего Востока,-из Аравии или Сирии. Такой же формы знак имеется среди стенных орнаментов б. ханского дворца в Бахчисарае и на надгробных мусульманских памятниках Эски-Крыма и Эски-Юрта.

Нередко встречаются на одном могильном камне две тамги, что означает смешение двух родов и стремление представителя каждого рода сохранить свою родовую тамгу. Для указания деления родов с течением времени на подроды рядом с родовой тамгой ставят какую либо черту или, сохраняя форму тамги, меняют ее положение.

Зачастую рядом с тамгой ставят вертикальную или горизонтальную черту (/ или -), так наз. «чеки» (приписная черта). Если тамга на могильном камне, то черта ставится рядом, а если она наложена на лошадь и пр., то основная тамга находится на боку или ляшке, а черта «чеки»-на шее.

Этим однако применение тамг не ограничивалось. Они, кроме начертания на камнях и изображения на скоте, служили еще для обозначения рода на монетах, знаменах, коврах, ярлыках и на других предметах и документах.

На найденных экспедицией летом 1925 года в Ст. Крыму древних монетах золотоордынского периода встречаются следующие тамги:

Тамги, имеющиеся на монетах монгольских ханов, потомков Чингиз-хана хранимых в Стамбульском музее:

На монетах ханов Золотой Орды, чеканенных совместно с генуэзцами в Крыму, на одной стороне имелась надпись на татарском языке, на другой-на латинском. Зачастую на стороне с татарской надписью имелась тамга формы . Иногда по бокам или посредине этой тамги стоят точки, чем видоизменяется форма их.

Тамги, встречаемые на монетах монгольских ханов чеканки различных городов, следующие:

Изображение тамг было принято также и на печатях, как это видно из ярлыков Крымских ханов.

Тамга крымских Ханов-Гиреев, имеющая форму ( ), встречается на стенах Ханского дворца в Бахчисарае, на дюрбе Хаджи-Гирея в Салачике. Из этого можно заключить, что тамги употреблялись и для обозначения принадлежности -дворцов и иных сооружений тому или иному роду.

Основываясь на этом, мы приходим к предположению, что неразгаданные до сего времени загадочные знаки формы на восточных воротах Чуфут-Кале близ Бахчисарая, по всей вероятности, являются знаками, указывающими на принадлежность или подчиненность этой крепости татарским ханам или беям. 

На ту же мысль наталкивает нас начертание тамг Золотой Орды на особом щите рядом с генуэзским гербом на воротах крепости Кафа (г. Феодосия), что указывает на вассальное положение Кафы по отношению к золотоордынским ханам во время их владычества в Крыму).

Неграмотные башкиры и др. тюркские племена вместо подписей накладывали (и поныне продолжают накладывать) тамги также и на даваемых ими обязательствах.

Утверждают существование знамен с тамгами. Например профессор Вамбери в своем труде „Эмир Тимур" рассказывает, что у Тамерлана было знамя с тамгой и под нею надпись на персидском языке „Русти-Расти" (Сила в справедливости).

По имеющимся сведениям, Ширинские беи (феодалы), игравшие большую роль в истории Крымского ханства, имели свое знамя с тамгой, Аргинские беи с тамгой , Сулешские (Яшлавские)-

Некоторые востоковеды склонны полагать, что ' тамги ханов и беев не что иное, как фамильные гербы. Но если принять во внимание, что и на крестьянских могильных камнях встречаются те же тамги, что у ханов и беев, то явствует, что ханы и беи употребляли тамги своих родов, а это исключает предположение о тамгах, как о фамильных гербах. На надгробных камнях ханского кладбища в Бахчисарае тамги не встречаются. Вместо тамг здесь употребляются высеченные рельефом на камнях надписи с именем усопшего и дата- хронограмма.

Известно, что на товары, экспортируемые через границы ханских владений, накладывалась тамга или на них выдавались пропуски с тамгами, за что взимались и особые сборы агентами ханов,—„тамгаджи"-Это указывает на происхождение русского слова „таможня" от татарского слова „тамга".

Что касается отношения тамг к алфавиту, то в последнее время, с открытием орхонских памятников письменности, некоторые ученые, изучавшие происхождение их, склонны были полагать, что это письмо имеет связь с тамгами. Однако большинство ученых не разделяет этой точки зрения, хотя не могут и отрицать ее всецело. В виду этого мы сравнили тамги со знаками орхонского алфавита и пришли к заключению, что из 36 знаков орхонского алфавита 16 сходны с тамгами, встречаемыми у нас в Крыму.

Знаки Орхонских письмен.

Многие знаки в алфавитах корейцев, туземцев Северо-Американских Соед. Штатов, древн. химьеритов и абиссинцев сходны с тамгами, потому и напрашивается необходимость исследования этого обстоятельства.

Алфавиты

Корейский алфавит "Он-Мун"

Знаки алфавита Сев.Амер.индейцев

В этом небольшом очерке мы вкратце отметили формы и место употребляемых тамг, являющихся своеобразным проявлением культуры тюрко-татарских народностей.

Небольшой полуостров Крым вправе быть названным большим музеем тамг, ибо на каждом татарском кладбище степной части Крыма встречаются сотнями тамги-родовые знаки древнего происхождения. Для желающих изучить историю этих тамг, являющихся как бы иероглифами тюрко-татар, Крым явится широкой ареной изысканий в этой области. Нашей экспедиции за короткое время удалось собрать до 400 тамг. Несомненно, что меньше их осталось ещё не открытыми.

Настоящий очерк был закончен, когда нам удалось собрать еще некоторое количество тамг в деревнях Керченского полуострова, а также у карачаевцев и ногайцев Сев. Кавказа. Записано несколько цеховых знаков (тамга) у кожевников-татар в Бахчисарае, но по причинам технического характера нам не удалось воспроизвести весь этот новый материал в настоящей статье. Стало также известно, что в Крыму, у входов в некоторые пещеры, есть высеченные на скале знаки, сильно напоминающие там. и (Ак-Кая около Карасубазара и Байтал-Коба по долине р. Альмы, у дер. Черкес-Эли).

Отметим также, что любезно присланные нам уважаемым профессором А. С. Федоровским из Харькова знаки (тавро), употребляемые для метки скота на Украине, почти тождественны с крымскотатарскими.

У арабов принято высекать знаки (васмы) на камнях оазисов для обозначения права выпаса скота. (С. Нuart. «Нistoire des Arabes» Р. 1912 г, т. I, стр. 25). Аналогичный обычай обозначения права на выпас скота знаками (тамгами) на скалах, находящихся на месте пастбища, мы встречаем и у кабардинцев (Б. П. Пожидаев „Хозяйственный быт Кабарды", т. III, стр. 21—22: Воронеж, 1925 г.). Наконец, в Керченском музее имеется несколько больших и малых плит со множеством таких же загадочных знаков, приписываемых скифам или сарматам.

Мы тут коснулись только тех знаков (тавра), которые встречаются в Крыму и относятся к племенам тюрко-татарским, и то только частично и в крайне поверхностном виде. Мы надеемся, что дальнейшие наши работы по собиранию тамг и освещению их происхождения в объеме, охватывающем области и поселения и других, кроме крымских, тюркских племен, дадут нам возможность пролить больше света на происхождение и значение тамг в быту тюркских народов и в их взаимоотношениях.

Но тамги и тавра-явление, свойственное не одним только тюркским народностям. Дошедшие до нас и продолжающие обнаруживаться археологическими раскопками памятники первобытных материальных культур народов разных рас и в разных частях света изобилуют знаками, подобными тюрко-татарским тамгам. Такая всеобщность этого явления среди всех народов на определенных ступенях их развития свидетельствует о закономерности его, как своего рода проявления одной из отраслей первоначальной культуры народов. Как таковое, эти знаки, по мнению нашему, заслуживают исследования и изучения во всеместном и всечеловеческом масштабе, как изучаются языки, письменность, обычая и т. п. народов в их историческом развитии и в их взаимоотношениях.

В заключение считаю долгом выразить искреннюю благодарность за содействие и ценные сообщения и указания при собирании и составлении материалов по сему предмету учителю Мамуту Гафарову (дер. Ташлы-Даир), проф. А. С. Фед оовскому (Харьков), проф. Вс. М. Зуммеру (Баку), проф. И. Н. Леманову (Симф.), члену Профинтерна тов. Ян Мак-Ферсону (Москва), агроному Абдулла Куркчи (Симф.) и всем тем лицам (местн. жит.), кои помогали нам при записи тамг во время экспедиции по Крыму в 1925 г.

На фото слева на право:историк и этнограф Осман Акчокраклы и первый директор Бахчисарайского Ханского Дворца Усеин Боданинский.Фотографии чл.эскпедиции студента А.Кадиэскерова.1925 г. (Фонды БИКЗ)



Источник: https://anaurt.com/ru/osman-akchokrakly-tatarskie-tamgi-v-krymu?qt-comments_tabs=1
Категория: СТАТЬИ О КРЫМЕ | Добавил: aluston (19.02.2018) | Автор: Руслан Стойчев E
Просмотров: 294 | Теги: абузлар, Крым, петроглифы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]