Тематические маршруты и экскурсии по местам Силы в Крыму   Пятница, 20.01.2017, 07:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Гармония Единого и места Силы в Крыму

Авторский проект Руслана Стойчева
+7 978 854-39-56 (viber), +7 978 93-545-73, skype: Stalkrim, 26206@list.ru
О ПРОЕКТЕ


     
ИМИДЖ-КОРРЕКЦИЯ

СЕВАСТОПОЛЬ: МЕСТА СИЛЫ

КРЫМ: МЕСТА СИЛЫ
 
МЕГАЛИТЫ КРЫМА

КАРТЫ МЕСТ СИЛЫ

СТАТЬИ О МЕСТАХ


ДРУГИЕ САЙТЫ
"СОТИС"
восстановительный центр

ЕДИНОЕ
центр имидж-терапии


ЭМПАТИЯ
образное мышление


нетрадиционные методы

дом художника Сергея Лыкова

Календарь
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Analysis Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

    Каталог статей

    Главная » Статьи » КРЫМ БИБЛЕЙСКИЙ

    Источник Ай-Ян (место крещения Христа)

    Айянский источникВ повествовании о Биюк-Янкое нельзя не сказать несколько  слов о местности Аян - ближайшем соседе. Река Аян, также  как и местность, откуда она берет начало – весьма интересная.

    Река начинается мощным Аянским источником, бьющим из пещеры на склоне Чатыр-дага. Аянская пещера уходит вглубь массива на 560 метров, состоит из 5 параллельных галерей, которые в сильные паводки почти полностью затапливаются водой. Часть крымских ученых считает, что именно этот источник, а не место слияния рек Кизил-коба и Ангара является началом реки Салгир.

    Когда-то вблизи источника была греческая деревушка Ай-Ян (в переводе - «святой Иоанн»). В деревне были две церкви -  Святого Георгия и Вознесения Господня. По непроверенным данным,  рядом с источником Ай-Ян находился небольшой древний монастырь во имя Святого Иоанна, от которого к 1778 году остались разоренные руины. От храма свое название получил источник и река, на которой в старые времена даже стояла мельница.

    Встречается и название горы Ай-Ян – так называло христианское население гору Тас-Тау. В 1778 году  деревню оставили 25 семей-ромеев айянотов (больше 200 чел., оставившие более 60 домов). Вместе с жителями деревень Енисала и Озенбаш они основали в Приазовских степях деревню Салгир Янисала (современная Великая Новоселка Донецкой области). Кстати, интересный факт, что место переселения жителей Ай-Яна - Большой Янисоль (современная Великая Новоселка в Донецкой области) была второй, после Гуляй-поля, столицей батьки Нестора Махно.

    подножие Чатыр-Дага

    После выселения греков из Тавриды в 1778 году, пустующую деревню заняли татары. На 1889 год здесь насчитывалось 22 двора, в которых проживали 139 душ обоего пола. Интересно, что за 100 лет до переселения греков, в турецких документах село называлось «Ай-Ян» и состояло «из 11 греческих семей и 1 то ли русской, то ли хазарской». До сих пор еще можно определить место положения деревни по старинным татарским надгробиям или каменным зубчатым зерномолотилкам, встречающимся в лесных зарослях. От греческого населения не осталось ничего, кроме названия… Окрестность Аяна в начале XX века была отведена  под табачные плантации – они занимали до 40 десятин земель. Кроме того, здесь были расположены два обширных фруктовых сада – один на 8 десятин принадлежал тавельскому помещику Попову, а другой на 10 десятин помещице Черновой.

    Во время строительства Аянского водопровода ниже старой деревни Аян вырос новый поселок строителей под названием Аянстрой. Нынче о нем напоминает разве что заброшенное кладбище. На одной из покрытых лишайником могил надпись: «Луз Иван Терентьевич, слесарь строитель Аянского водопровода. Память от рабочих и техслужащих Аянстроя. Спи спокойно дорогой товарищ. Дело начатое тобой мы закончим. Род 3 июня 1878,  умер 30 мая 1931». Жители деревни Аян, которая оказалась в зоне строительства чаши водохранилища, были переселены в 1927-1928 годах в окрестные села. Дома были разобраны, сады вырублены. Ныне, когда в Аянском водохранилище в засушливые года спадает вода,  можно заметить следы былой жизни. На дне водоема отчетливо видны межевые линии, сложенные из камней, стволы и корни некогда росших здесь фруктовых деревьев, размытые плитовые могилы, кости, керамика.

    Местность на пути к источнику – одна из самых живописных и очаровательных в горном Крыму. Во времена Крымского ханства, татарская знать любила приезжать сюда, устраивая гуляния и охоту. Мурзы и беи разбивали на обширных полянах под сенью скал шатры, вели неспешные разговоры, ели фрукты, пили кофе.

    После присоединения Крыма к России не было путешественника, который бы не посетил Аянский источник.  Туристы доезжали из Симферополя до деревни Аян, где брали  проводника и верхом или пешком шли к истоку Салгира. «До истока Аяна нетрудно добраться: каждый деревенский мальчуган с удовольствием принимает на себя роль проводника и исполняет ее правильно», - писал один из путешественников в 1899 году.

    Аянский источник в Крыму  Первое художественное описание истока реки Салгира нам оставил Павел Сумароков, побывавший здесь в 1799 году:

    «Извержение ее, находящееся в полугоре, покрывается самородным каменным гротом, над которым в сквозном его своде выходят самые тонкие и как будто сделанные искусной работой арки. Внутри сего грота великое множество воды выбивается с ревом из недр земли, падает с сильным кипением по огромным каменьям, составляя быстрые каскады, и обильный ее потом ток, пробегающий по ущелью между гор, выводит Салгир на ровные луга».

    За Павлом Сумароковым об истоке Салгира пишет Французский ученый и путешественник Шарль Монтандон, опубликовавший свое «Путешествие в Крым» в 1834 году:

    «Посещая это место, не требуйте от него величественных и привлекательных зрелищ, которыми природа щедро наградила иные крымские уголки. Оно поражает, но поражает – своей наготой и уединенностью. Округлые скалы, образующие глубокое ущелье, из которого вытекает Салгир, совершенно лишены растительности, и нет ничего, что оживило бы вид или наполнило воображение. Источник заключен в пещере, освещенной несколькими довольно большими отверстиями. При поддержке проводника можно спуститься к глубокой ванне, откуда вытекает вода источника; многие довольствуются тем, что осматривают его сверху. Вытекая оттуда, вода образовывает довольно значительную поверхность, прежде чем устремиться по естественному руслу, проложенному в известняке, из которого сложены окрестные скалы».

    Вслед за Монтадоном о истоке Салгира писал Фередерик Дюбуа де Монпере, опубликовавший свой труд «Путешествие в Крым» в 1843 году. Монпере поселился в деревне Аян у татарина по имени Абла и совершил вдумчивое путешествие к истокам Салгира, подробно описав не только маршрут и геологические особенности местности, но  и сделав несколько зарисовок в своем альбоме. «Под огромной скалой, увенчанной другими разбитыми скалами, открывается широкое устье, извергающее весь Салгир посреди замшелых камней. Вода, едва вырвавшись, пениться, переливаясь через первую мраморную ступень водопадом. Прыгая с высоты скалы, нависающей прямо над источником, я проник в грот, где увидел прямо под ногами, в пропасти, как во мраке клокочет и ворочается Салгир, вырываясь из земных глубин к свету дня. Эти подземные бездны проникают в самую глубь горы, где они сообщаются с безднами и пропастями, сохраняющими в течение всего года снег, скапливающийся на вершине Чатырдага». В своем путеводителе де Монпере оставил рисунок вида деревни Аян и истока Салгира.

    Другой француз Жильбер Ромм, посетивший эту местность в 1876 году, вспоминал свои впечатления о пещере с источником: «Яма настолько глубока, что я не мог своей тростью нащупать дно. Вода бьет из глубины, крутит и образует небольшие пороги. В прежние времена поток был, очевидно, гораздо сильнее, потому что боковая стенка свода пещеры во многих местах прорвана насквозь. Вытекая из ущелья и соединяясь с другими соседними ручьями, поток образует Салгир».

    С присущей ему краткостью в дневниковых записях, упоминает об этой местности великий русский писатель Александр Грибоедов в 1825 году: «Июня 24. Середа, Иванов день. Вверх по Салгиру верхом. Сады, минареты, Перовского дачка - приятной, легкой архитектуры домик. Облако столбом над Чатыр-Дагом, будто курится. Ручьи падают справа от нашей дороги в Салгир. Тополи, надгробные камни с чалмами. - Аянь, на восток от него в полуверсте источник Салгира в известковой каменной котловине. Пещера, вход с двух сторон; спереди с шумом извергается источник, слева род окошка; мы, разутые, лезем в него, цепляемся по голым камням, над нами свод, род пролома сверху, летучая мышь прилеплена к стене возле, и внутренняя продолговатая пещера позади нас. Мы сидим над самым обрывом. Вода холодная как лед».

    Теперь о символах. Пентаграмма является одним из важнейших символов в магии. Слово пентаграмма происходит от греческих слов "pente", что означает, пять, и "gramma" - что означает буква. Пентаграмма - фигура с пятью вершинами, образованная двумя восходящими пересекающимися лучами, которые отходят от каждой стороны пентагона, таким образом, получается звезда. Она представляет действие Вечного Духа и Четырех Элементов под Божественным управлением букв имени Yeheshuah. Первое изображения пентаграммы были найдены в Шумере в древнем Египте, стран, где по преданию зародилась магия. Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях, египтяне называли пентаграмму "звездой псоглавого Анубиса".

    Пентаграмма встречается в религиозных и магических традициях многих народов. Для евреев, она ассоциировалось с их священным Пятикнижием, полученным Моисеем от Бога, древние греки называли пентаграмму Пентальфа: Тройной треугольник. Если перевести это слово с греческого, оно означает пять букв Альфа, в своем переплетении они образовывали пятиконечную звезду. Ее греки изображали ее на своих щитах.

    Первыми о пентаграмме стали говорить пифагорейцы. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира и избрали пентаграмму тайным символом принадлежности к своему обществу. О том, что пентаграмма является символом интеллектуального всемогущества и власти, учили и гностики, рисовавшие ее на своих талисманах. Пентаграмма, называемая "печатью царя Соломона" была известна арабским магам. Маги средневековой Европы узнали о "печати царя Соломона" именно из арабских манускриптов. В эпоху Возрождения была раскрыта тайна Пентаграммы. Если вписать в нее человеческую фигуру, связать с четырьмя элементами Огнем, Водой, Воздухом, Землей и пятым - эфиром, который управляет ими всеми. Каждый угол пентаграммы символизирует определенный элемент (огонь, вода, воздух, земля, дух).

    В 1886 году гимназисты Симферопольской мужской гимназии, посетив источник записали в своих дневниках: «Громадная каменная арка, в виде полукруга опрокинулась над Салгиром; из этой арки, как из пещеры, выдвигался бассейн в две сажени длинны, наполненный чистой как кристалл водой. Кто хочет увидеть само жерло источника, откуда подымается вода, тот пусть войдет в расселину скалы, слева от арки. Вы очутитесь в скалистом гроте. Сверху в отверстие вы увидите небо, внизу колодец, переполненный водой, идущей к боковой арке и изливающейся из нее Салгиром. По слухам, этот природный колодец идет вниз и дно его недоступно человеку. Говорят, что источник Салгира особенно красив в те часы, когда солнце перейдет на запад, лучи его войдут в арку и причудливым светом озарят его темную внутренность и голубую поверхность движущейся воды».

    В 1858 году местность Аяна посетил зоолог Карл Кесслер. Он писал: «Исток Салгира есть исток в истинном и полном значении этого слова. Салгир не образуется от постепенного соединения между собою, на поверхности земли, многих отдельных ручейков, а выскакивает на свет, из темных недр горы, уже в полной силе, как некогда вышла Минерва из головы Юпитера. Отверстие, чрез которое выходит этот поток, чтобы дать начало Салгиру, имеет форму большой пещеры, выдолбленной в огромной мраморной скале и обсыпанной мраморными обломками. Форели, живущие в Салгире, поднимаются до самого верховья его и проникают даже в пещеру, из которой он вытекает; мы имели случай в этом убедиться собственными глазами».

    А вот как описывает исток Салгира первый крымский ученый-гидролог Николай Головкинский: «Шум воды слышен издали, а вблизи почти нельзя разговаривать. Салгир разом вырывается сильным потоком из огромной промоины. Вода в промоине заметно синего цвета, что свидетельствует о чистоте и глубине ее. В шумном потоке, который, пенясь и волнуясь, прыгает по обломкам скал, водится много форелей. Местные татары умеют легко ловить ее». О том, что в Аяне «ловят много форелей между камней речки», вспоминал и знаменитый академик Петр Паллас. Павел Сумароков также подтверждал, что «здесь обыкновенно проводники в удобных местах русла легко ловят руками форель».

    В докладе об экскурсии для учеников Ананьевской гимназии в июле 1900 года упоминается, что «в скалистом гроте находится довольно глубокий бассейн, в котором, как в природном аквариуме, спокойно плавают красивые форели». Но все это было больше ста лет назад, а сейчас форель встретить в Аяне, как и в других реках бассейна Салгира, очень проблематично.

    Интересно, что туристы наносили и некий вред Аяну. Геолог Н.И. Каракаш в 1904 году писал о выходе источника: «Дно колодца завалено крупными и мелкими обломками камней, попавших туда отчасти при порохостроительных работах, предпринятых владельцем источника для расширения грота, но большею частью колодец засорялся туристами, бросавшими в колодец камни при своем посещении грота».

    Аянский источник питает своими водами одноименное водохранилище, имеющее интересную историю. Решение о строительстве водопровода от Аянского источника и водохранилища под склонами Чатырдага для водоснабжения Симферополя было принято еще в начале XX века. Тогда городская управа провела большие работы по подготовке к прокладке водопровода, по которому бы вода могла самотеком  поступать из водохранилища в разрастающийся город. В 1903 году техник И.М. Педдакас провел разведочные работы в долине реки Салгира с целью поиска лучшего места для проведения водопровода. В итоге своих исследований он заключил: «Источник Аян не только не может быть отведен в город без ущерба землевладельцам, пользующимся его водой для своих поливных культур, но даже не доставит для водоснабжения города необходимого количества воды. Как же разрешить вопрос о водоснабжении города Симферополя? Откуда взять воду, когда ее мало в Аяне? Единственный верный ответ: нужно ее создать, другим словом – собирать ее в водохранилища в то время, когда она без пользы уходит в недра земные. Это единственное условие для будущего прогресса жизни в Крыму». С 10 мая по 29 июня 1904 года геолог Н.И. Каракаш и студент П.А. Двойченко (кстати – в будущем известнейший крымский геолог) исследовали местность Аяна для проекта водоснабжения Симферополя. Была проведена полная и подробная съемка и нивелировка долины Аяна от источника до сада г-жи Черновой; исследована бурением и шурфами долина; измерен дебет воды в источнике Аян с 10 мая по 6 июля 1904 года. По итогам работы были сформулированы соображения, направленные на подготовку проекта «Аянской запруды».

    Но в один из дней хозяин земли генерал Попов вдруг запретил работы без какой-либо внятной мотивации своего поступка. И вновь работы по устройству Аянской водопроводной системы начались лишь 16 апреля 1926 года. Первую очередь водопровода закончили в 1928 году. Общая стоимость плотины, дороги, каптажного сооружения Аяна составила на 1928 год 1 270 000 рублей.

    5 сентября 1928 года состоялся  пуск Аянской воды в Симферополь. Но корреспондент газеты «Красный Крым» сетовал, что «Окончание строительства водопровода и пуск воды, имеющие колоссальное значение для здоровья трудящихся города прошли совершенно не замеченными. Широкая общественность города совершенно не знакома с проведенной работой, ее трудностями, размерами и значением». Официальный пуск водопровода решили осуществить в день годовщины Октябрьской революции. 11 ноября 1928 года состоялся торжественный пуск Аянского водопровода. Митинг из строителей, местных крестьян, школьников собрал около 1000 человек.

    Как писала газета «Красный Крым»: «Открыл митинг председатель горсовета тов. Стебаков. Вслед за тов. Стебаковым выступили с речами и приветствиями тов. Сорокин (от КрымЦИКа), Тамарли (ячейка ВКП(б) от Симэлектровода), Минчук (Красная армия), Тотеш (КМБИТ), Шполянский (санпрофотдел горздрава), Мартыненко (РИК), Дубинский (союз коммунальщиков), Зайцев (Ялтинский горсовет), инженер Филиппович (руководитель Аянского строительства), Астахов (управ. Симэлектровода) и крестьянин деревни Аян Джепар Джафер… В заключение тов. Стебаков преподнес от имени горсовета грамоту всем рабочим и служащим Симэлектроводканала, принимавшим участие в Аянском строительстве».

     

    Вместе со строительством водохранилища велись работы и на самом Аянском источнике. Первоначально каптаж источника строили из камня,  но знаменитое крымское землетрясение внесло свои коррективы и каптаж решили возводить из железобетона. Скалы над источником нельзя было взрывать, так как было опасение, что вода может уйти в недра и все работы велись вручную. Была проложена 3-х километровая дорога от деревни Аян к источнику, в одном из участков которой пришлось пробивать вручную в скале 28-ми метровый туннель. Теперь до источника по ранее неприступной местности спокойно смог проезжать автомобиль. Для ведения работ в самом источнике, строители соорудили два сифона, в которые из источника откачивалось до миллиона ведер воды в сутки.

    Над родником был возведен бетонный каптаж в виде здания с куполом, вид которого до сих пор поражает своей мощью и строгой красотой. Здание каптажа имеет оригинальную архитектуру: здесь прослеживаются некоторые восточные мотивы, гармонично сочетающиеся с символикой времен СССР – пятиконечными звездами. Всем своим видом здание напоминает культовое сооружение, храм, возведенный над выходом воды святого источника на поверхность.

    В  1951 и в 1977 годах была проведена реконструкция Аянского водопровода и водохранилища, после которой объем водоема стал 3,9 млн. кубических метров, а максимальная глубина составила 24,5 метра. По 18-ти километровому подземному водоводу вода поступает в питьевые очистные сооружения на Петровских скалах в Симферополе. Вдоль водопровода в 1928 году были сооружены оригинальной архитектуры каптажные будки (две из них можно увидеть вдоль шоссе в пределах села Доброе) и несколько бетонных водораспределительных колонок-фонтанов, которые тоже еще кое-где заметны вдоль трассы. Такие колонки есть в пределах Марьино на углу улиц Ялтинское шоссе и Носенко; справа от трассы при въезде в с. Андрусово во дворе частного дома в с. Заречное на улице Мраморной.

      Водохранилище и источник являются стратегическим объектом республиканского значения и в настоящее время охраняются военизированной службой. Хочется верить, что в ближайшее будущее посещение источника, осмотр каптажа и окрестностей сможет стать доступным для организованных групп туристов.

     

    ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ и ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ
    +7 978 8543956 (viber), +7 978 9354573, +7 978 1002819 
    e-mail: 26206@list.ru, skype: Stalkrim

    РУСЛАН СТОЙЧЕВ

    Категория: КРЫМ БИБЛЕЙСКИЙ | Добавил: aluston (01.01.2017)
    Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]