ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ В КРЫМУ   Понедельник, 25.09.2017, 17:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Гармония Единого и места Силы в Крыму

Авторский проект Руслана Стойчева (2003-2017)
+7-978-854-39-56 (viber, whatsapp), +7-978-93-545-73, skype: Stalkrim, 26206@list.ru

ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ



ИСТОРИИ НАШИХ ВСТРЕЧ


КРЫМ: МЕСТА СИЛЫ


ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ

ЕДИНОЕ


ДЕТОРОЖДЕНИЕ
Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика
 Analysis OpenstatHotLog Rambler's Top100MyCounter - счётчик и статистика Рейтинг@Mail.ruИндекс цитирования Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)
ЕДИНОЕ

Главная » 2013 » Март » 3 » МАНГУПСКИЕ ДАЛИ
10:50
МАНГУПСКИЕ ДАЛИ
Пусть это и не совсем романтическое описание Крыма, но все же, и такая романтика существует, согласитесь ))) Поэтому, я предлагаю познакомиться с княжеством Феодоро, владетель которого располагался на горе Баба-Даг или Мангуп, как принято ее сейчас называть, в одноименном городе. Более подробно о княжестве здесь.
 
В конце XIV или в XV в. с высоты Баба-Дага можно было обозреть чуть ли не все Мангупское княжество.

Если стать лицом на запад - видна часть Северной бухты Севастополя, куда впадает река Черная. Над устьем ее стоят, отсюда впрочем невидимые, руины Инкерманской крепости - Каламиты. Крепость эта построена на отвесной, местами нависающей скале, примечательной множеством высеченных в ней пещер. За бухтой далекий морской горизонт сливается с небом, а на сверкающей водной глади еле-еле заметны черные точки бороздящих ее кораблей. Зато ясными ночами видишь, как ярко светятся их движущиеся огни. Средневековый владетель Мангупа, мечтавший о неведомых землях, богатстве и морской торговой славе, вероятно, не раз обращал с вершины Баба-Дага свой взгляд к далекому рейду. Можно представить себе, что за мысли теснились в его голове...

...Левее Северной бухты приподнята над морем длинная и неровная сине-серая полоса суши. Это - Гераклейский полуостров. Издревле принадлежал он византийскому Херсону, а теперь чей? Время покажет, кому достанется эта земля. Если по праву, то не ему ли, родичу бывшего "императора ромеев", наследнику гибнущей Византии и уже полумертвого Херсона...

Еще левее на фоне неба темнеет силуэт главной башни Чембало. Крепость и бухта - кровное достояние Мангупа. Была бы она для него вожделенным выходом в морские просторы, да овладели ею генуэзцы, самозваные пришельцы из-за моря. Чуть правее Чембало и много ближе - рукой подать от Мангупа - белеют над лесом скалы Эски-Кермена - старой крепости, убежища предков. Это город хлебопашцев, пастухов, набожных монахов, украсивших мастерским художеством многочисленные пещерные храмы. Здесь же, на Эски-Кермене, большая базилика* - не хуже мангупской: с мраморными колоннами, с изящной византийской резьбой.

Давно уже нет боевых стен на столовой горе. Но и ныне старая крепость - сердце большой и богатой сельской округи, защищенной замком Кыз-Куле**, хозяин которого, хочет не хочет, а чтит и признает владетеля Феодоро.
* Базилика - здание вытянутой прямоугольной формы, расчлененное продольными рядами колонн на три или пять отделений (трех- и пятинефная бази лика) или без членения (однонефная).
** На окраине села Крепкого (быв. Черкес-Кермен), рядом с Эски-Кермен.

Еще левее (южнее) темнеет лесистый Калафатлар. На хребте этом тучное пастбище, а за ним на неприступной высоте мыса Айя скрывается крепостца - орлиное гнездо Кокия-бея (так зовут его татары). Кокия - небольшое владение, замкнутое с трех сторон неприступными горами, а с четвертой - головокружительным обрывом с короткой и тесной - далеко-далеко внизу - полоской песчаного берега, заливаемой пенистым прибоем. Узкая щель круто ведет на берег сверху - от тамошнего князька.

Спуститься к воде он может - искупаться, рыбки половить; пожалуй, и на челне поплавать - для забавы, когда безмятежно море. Только вечно там ветер. И опасны подводные скалы... Под обрывом бурлит изо дня в день морская волна. Корабли здесь не причалят; не стать этому "бею" морским князем, так он и останется скотоводом. А все, что захочет иметь сверх мяса, сыра и бараньих шкур, - за них же и получит. Конечно, из рук владетеля Феодоро. Или силой отнимет у соседа?..

Беден, задирист и горд этот разбойный князек, но не соперник он - свойственник владыки и хоть нерадивый, но данник Мангупа...

...Ласпи - урочище южнее замка Кокия. Отсюда начинается Тавр - Главная гряда Крымских гор. За узкой ласпинской яйлой с тремя ее перевалами, скотопрогонными дорогами и пастушьими кошарами высится гора св. Ильи. На ней - монастырь во имя этого святого, а у ног ее - Ласпи, большое село, где живут скотоводы и землепашцы. Ниже, в открытой к морю котловине, еще поселения земледельцев: Шабурла, Хаспио, четыре других - дочерних, как бы отросших от тех и пока безымянных. Все это вольные общины, у которых нет князя. Не слишком ли их много и не чересчур ли свободны они, общины Готии? Но уже зажимают их соседние княжеские владения, свои сильные люди прибирают к рукам то поле, то пастбище. А в Ласпи общинники загородились стенами: князя над собой не знают, но признают (благочестивые люди!) - не владычество, нет - старшинство монастыря, чтят его патрона - громовержца Илью, дающего дожди пастбищам и нивам.
Это Ласпи - куда ни шло: есть глубокий залив с отлогим берегом, пригодным для стоянки судов, появились и рыбацкие выселки. Стоят они у самого моря, а над хижинами рыбаков уже вырос и чей-то большой дом. Толстые стены под черепичной кровлей, несколько помещений, мозаичные полы - в пору и самому князю. Всего-то рыботорговец, а со временем, поди, хозяин и правитель Ласпи!..
Где рыболовное (морское!) дело - там и застучал топор, зазвенел молот о наковальню... Есть и ремесленные выселки - от земледельческих поселений; ведь что ни говори - тесно становится в Хаспио и Шабурле с их огороженными оборонительной стеной усадьбами , с размежеванными по семьям участками. Поселились мастеровые у родника под монастырской скалой, обжигают черепицу, что-то куют... Руды хватает в ручьях среди скатанных водою камней. Пилят они мягкий туфовый камень, режут из него блоки для сводов, карнизы, столбы. Заказчиков немало: наверху монастырь - послужат и господу за сходную плату; справа - рыбаки, рядом - родичи-поселяне, слева, на Чобан-Таше - пастухи с их отарами.

Одному нужен хорос* для церковных свечей, черепица для кровли, камень для сводов храма; другому - уключина для весла или якорь, третьему - лемех для плуга, четвертому - подкова, стремя или навершие для пастушьей герлыги... Живет себе урочище Ласпи и без князя, как это ни плохо. С общинников надо глаз не спускать, поблажек не давать; однако и дружить с ними нужно - при случае пригодятся.

* Хорос - люстра, висячий светильник в виде круга, уставленного свечами.

То же и в Байдарской долине, отсюда не видной за ближними горами. Там тоже без его, княжьей опеки, общины, и каждая норовит жить по-своему. Поживут - до поры до времени. Ну, а генуэзцы - те знают в чем суть: сидят в Чембало, дают взаймы общинам Готии и под немалый процент. Чтобы опутать, подчинить себе всю кампанью - ближайшую сельскую округу. Жаден генуэзский торгаш и дает для своей лишь выгоды, но посмотрим еще, чья возьмет. Будут, будут брать деньги в долг работяги-общинники у единоверного князя и станут тогда своими - княжескими.

Если взглянуть правей Каламиты, на север от Мангупа вдаль уходят холмы - повитое туманами предгорье. Там ближайшие села Мангупа. А сразу за ними, за горами, за долами, раскинулись - взглядом не охватить - татарские степи.
Да и рядом они примостились, татары, на Каче. Захватили земли и крепость кырк-орского князя*. Давненько уже в Кырк-Оре сидит их хан... Силен и богат стал, как видно, вчерашний бродяга-кочевник - строит дворцы. Немало от этого соседа забот и тревог феодоритам, хотя и прошли уж те дни, когда приходилось с ним биться, мечом и копьем отстаивая свою землю. Теперь все утряслось - соседи должны дружить, но того и жди, что все обернется иначе. Вероломна ханская дружба, как непостоянна и вражда: кто забренчит кошельком, тот ему и друг - на сегодня, пока полон кошель. Генуэзцы хану - тоже друзья...
* В XIII-XIV вв. княжество Кырк-Ор занимало территорию, охватывающую долины рек Качи, Бодрака и Альмы.
 

Правее, восточней Кырк-Ора (он чуть виден с Мангупа), высится крепость Тепе-Кермен, а перед нею - невидимый отсюда монастырь Качи-Кальон; правее - Бурун-Кая, крепостца небольшая, но сильная своим местоположением. Сразу и не понять, чьи они, эти укрепления - татарские или мангупские. Не ясны и зыбки в тех местах границы владений феодорита, расплывчаты, как и сами разветвленные верховья Качи.

Но ведь не татары оседло живут здесь, а греки. Единоверные - значит, какая-то родня феодориту. Ими построен богатый из богатых монастырь Качи-Кальон с подворьями на ручье Финарос и речке Марте. Есть там и крепости: Кермен-Кая на хребте Басман, Яманташ под Оксеком, Киппиа под горою Рока. Все это не то чтобы свое, но родное, православное, и, может быть, не сегодня, так завтра - княжье. А от левого берега Качи, от крепости на мысе Бурун-Кая и ближе - по Бельбеку - все укрепления мангупские: Керменчик во зле селения Лаки, Сюйренская крепость с монастырем Ай-Тодор и два замка - на вершинах Сююрю-Кая и Сандык-Кая.
Прямо перед Мангупом, как огромная хищная птица, взметнувшаяся над верховьем Бельбека, темнеет пятиглавая Бойка - "почтенная Пойка". Шесть ее поселений уже признали верховенство Мангупа, но стоит над ними не мангупский владетель - храм Спаса, что на седле Сотеры. К храму ведут все дороги из окрестных селений, при нем кузни, овчарни. Вокруг церковных владений - толстые стены, две сторожевые крепостцы: целый удел, принадлежащий самому господу-богу, но с князем-попом во главе.
Не зря на Мангупе, под рукой у владетеля Феодоро и рука об руку с ним, - пастырь духовный всей этой земли, епископ Готии. В пещерном храме-святыне и усыпальнице правящего дома - молится он о здравии своего князя. Рядом - дорогу перейти - Шулдан, личная резиденция "преподобного", тоже с пещерным великолепно украшенным храмом. Чуть подальше - его же, епископа (монастырское, конечно) хозяйство: Челтерское подворье с винодельнями, окруженное виноградниками, нивами, пастбищами.
Не епископа ли кормит и сельцо Ай-Тодор того же имени, что и сам Мангуп - Феодоро? Византийским благочестием, издревле установленным, византийским, "святым" и веками утвержденным обычаем, по византийским законам, хоть и сама по себе, живет вся эта земля. Широкие крылья двуглавого орла Палеологов (родичей, а еще недавно - повелителей) издали осеняют и владения Мангупа. Да долго ли будут осенять? Год от года слабеют эти крылья, и давно уже привык феодорит жить своим умом - сообразно с обстоятельствами.
Повернись на восток - застит солнце могучий Чатыр-Даг. Чей он? Ничей? За ним - тоже край мангупских владений: безымянная сторожевая крепостенка на утесе над перевалом, пониже - Фуна, придорожный укрепленный монастырек и село с доходными (при таком-то месте, еще бы!) кузнями, садами, полями. А у моря - крепость Алустон, яблоко раздора, предмет вечных споров и вооруженных стычек феодоритов с генуэзцами...

Из книги "Столица феодоритов" Симферополь, изд."Таврия", 1973
О. Домбровский, О. Махнева

СТОИМОСТЬ И ОПИСАНИЕ ВСЕХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
+7-978-8543956 (viber), +7-978-9354573, +7-978-1002819 
e-mail: 26206@list.ru, skype: Stalkrim
РУСЛАН СТОЙЧЕВ

   

 
 
Категория: МЕСТА СИЛЫ В КРЫМУ | Просмотров: 1640 | Добавил: aluston | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]