Авторский проект Руслана Стойчева (2003-2017)   Среда, 28.06.2017, 21:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Крым: Места Силы и Гармония Единого

Авторский проект Руслана Стойчева (2003-2017)
+7-978-854-39-56 (viber), +7-978-93-545-73, skype: Stalkrim, 26206@list.ru

МЕНЮ САЙТА


       

ВРЕМЯ ЧЕТВЕРТЫХ
 

В КРЫМ: К МЕСТАМ СИЛЫ


ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ КРЫМ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ

МЕСТА СИЛЫ В ЕВРАЗИИ


ДРУГИЕ САЙТЫ


дом художника Сергея Лыкова


Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика
Analysis Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Главная » 2010 » Декабрь » 15 » Лакская долина и храм св. Луки
11:33
Лакская долина и храм св. Луки
Есть в горном Крыму удивительное место. Между долинами рек Кача и Бельбек на высоте около 500 метров над у.м. находится небольшая горная котловина. На карте ее можно увидеть между селами Верхоречье и Высокое.
 

Здесь в средневековье находилось поселение и крепость Керменчик, которая располагается на одноименной горе над одним из правых притоков Бельбека над селом Высокое. Сама крепость расположена на расстоянии в пол-километра от Высокого на скалистой возвышенности высотою более 700 метров над у.м. 

Поражает в этом интересном месте совершенно иное. На относительно небольшой территории в окрестностях Керменчика и соседней деревни Лаки (ныне не существующей) только визуально без проведения раскопок еще сто лет назад можно было различить остатки 14 церквей и часовен. Храмы были построены повсюду: на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников.

"В окрестностях Керменчика и теперь известны развалины одиннадцати церквей; девяти сохранились и названия: Троицы, Космы и Дамиана, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Успения Богородицы, Евфимия, Иоанна Предтечи и Максима. Конечно, все это маленькие церковки, от которых большею частью сохранились только едва приметные развалины; но все же я не знаю в Крыму нигде ничего даже и близко подобного! Если прибавить три церкви в Лаке, то на пространстве не более четырех верст окажется четырнадцать церквей" - писал с удивлением известный крымовед А. Бертье-Делагард в работе "Керменчик – Крымская глушь", увидевшей свет в 1898 году.

Главной церковью Керменчика была церковь Святой Троицы, располагавшаяся в центре средневекового села. Бертье-Делагард, оставивший ее краткое описание, пишет, что "она представляет редкое, почти единственное явление в Крыму".

"Построена она очень хорошо, из крупного штучного камня, в три корабля, когда-то перекрытых сводами и даже маленькими куполами; корабли разделялись двумя рядами восьмигранных колонн, из коих одна еще стоит на месте", - пишет исследователь.

Рядом находилась Свято-Феодоровская церковь, посвященная Феодору Гаврасу. В храме хранился древний образ этого святого, вывезенный в 18 веке во время депортации крымских греков. В 19 столетии церковь была перестроена новыми жителями села, а в 50-х годах 20 столетия разрушена. А руины храма Успения Богородицы почитаются и по сей день местными татарами как азиз - святое место (могила святого).

Руслан Стойчев: ПРОГРАММА РОДА или решение кармических задач

Но, рассказ наш не о всей котловине, а о небольшой Лакской долине и тех местах, что находятся на ее территории: храме св. Луки, источнике Панагия (Всесвятая) и горах св. Ильи-Пророка и св. Анастасии Узорешительницы.

13 декабря 1941 года в Крым прибыл «рыцарь Грааля» руководитель «Айнзацгруппы Д» Отто Олендорф. Среди мест, которые привлекли его внимание, был и Керменчик. Возможно, потому что кладбища в окрестностях села считались готскими. Однако подготовка экспедиции в окрестности Керменчика встретилась с проблемой в виде отрядов партизан, находивших поддержку среди местного населения.

Считается, что в качестве мер по обеспечению безопасности экспедиции было решено уничтожить село Лаки, жители которого поддерживали партизан. 23 марта 1942 года село окружили немцы и каратели из добровольческого татарского батальона. Жители деревни были убиты или интернированы в другие населенные пункты, все здания в селе сожжены, сохранился только храм святителя Луки.

Это храм, названный в честь Св. Евангелиста Луки, располагается между селами Высокое и Верхоречье в Бахчисарайском районе Крыма в красивейшем месте на возвышении между двумя живописными невысокими горами-холмами высотой около 500 м - Ильи-Пророка и Анастасии Узорешительницы. 

С этих двух гор открываются виды на знаменитые пещерные города Крыма Тепе-Кермен и Качи-Кальон, на горы Чатыр-Даг и Черная. Путнику, идущему со стороны Верхоречья, храм открывается совершенно неожиданно. Сейчас храм восстановлен и сияет своей белизной на возвышенности. 

Настоящая статья первоначально описывала руины храма с. Луки, который ныне восстановлен и потому далее вы увидите и старые снимки храма и его обновленный вид.

Подходим к храму со стороны колокольни. Над входом надпись по-гречески: "E-T-O-SIGMA 1904" (ГОД 1904). Выше этой надписи на полукруге - другая: "N-A-O-SIGMA T-O-Y A-Г-I-O-Y К-A-I E-Y-A-Г-Г-E-Л-I-SIGMA-T-O-Y Л-O-Y-K-A" (Храм Святого и Евангелиста Луки).

И еще выше - третья, сохранившаяся хуже и более длинная, но которую распознать уже не представляется возможным.

Колокольня сохранилась только до звонницы; слева и справа от нее боковые комнаты. Стены покрыты штукатуркой; кое-где видны росписи по ней.

Купол храма сохранился. На снимке видно каким он был ранее и как внутреннее убранство храма изменилось в настоящее время.

На стенах храма еще недавно были видны остатки росписи, но в связи с тем, что храм был реставрирован, следовало реставрировать и сами росписи внутри храма. Поэтому они сейчас уже не видны нам, но это не умаляет значение храма, а новая напольная мозаика с птицами дала ему новую жизнь, о чем мы расскажем ниже. Пока же можете рассмотреть те сюжеты, которые сохранились от старого храма и уже не видны в новом.

 

Видны были частично изображения евангелистов в виде старцев, настолько глубоко "впечатавшиеся" в штукатурку, что они остались, несмотря на то, что один из слоев штукатурки, а именно самый верхний, наружный, с росписью, был содран. Только на месте Евангелиста Луки штукатурка содрана полностью до камня, и уже ничего не видно вообще. 

А вот так выглядел алтарь до восстановления храма и в настоящее время. И пусть пока нет росписи внутри храма, но рано или поздно в этой статье появится и третья очередь снимков, на которых мы увидим новый внутренний облик храма св. Луки Евангелиста.

У алтаря на тот момент сохранилась облицовка и часть штукатурки с росписью по ней, на которой виден простой узор. Над пилонами купол начинается не сразу, а есть еще круглая башня с 8-ю окнами и 8-ю пространствами между ними, где находились, по всей видимости, иконы.

К сожалению, хотя мне и разрешено было делать в храме фотоснимки, я не стал снимать алтарную часть, а ограничился иконостасом и царскими вратами. Если приглядеться внимательнее к храму, то его отличительной чертой является наличие изображений различных видов птиц. Они и на входных дверях в храм, и на напольной мозаике у входа, и под куполом храма, и внизу иконостаса...

  

Эти 12 птиц для нас загадка, ребус. М разгадать его можно будет лишь изучив символику Византийской церкви и религий Древнего Египта, Шумера и Вавилона, где также присутствует образ птицы как определенных свойств Божьих. Я пытался выяснить что же означают птицы в храме и какие именно их виды там изображены, но никто так и не дал мне ответа на мои вопросы. Пришлось мне искать самостоятельно ответа на свои вопросы. 

Но это я расскажу в конце статьи, так как помимо изображений птиц есть и другие значимые артефакты в храме. Из Киево-Печерской лавры была привезена и подарена храму икона св. Иоанна Предтечи. Она уже тем удивительна, что исполнена в рост. На иконе изображен Иоанн Креститель, держащий одной рукой чащу с Богомладенцем Христом, над которым сияет Вифлиемская звезда, а перстом другой руки указывая на Христа как на образ, которому следует соответствовать на личном жизненном пути.

  

Не за этим ли сюда в свое время являлся в 1941 году Отто Олендорф, после чего была уничтожена все жители селения Лаки? Он искал Святую чашу или Святой Грааль, который был сокрыт на востоке Византийской империи, в Тавриде. И по сей день этот артефакт хранится в одной из Крымских пещер, но открыт он будет лишь тому, кто достоин быть его хранителем.

А пока, так же как мы прикладываем маленькие фотоснимки чудотворных икон к оригиналу и получаем через это действие чудотворные свойства оригинала, так и те, кто способен жить с открытым Сердцем, могут приблизиться к артефакту и этого приближения будет более чем достаточно, что бы исцелить и тело и душу и дух, восстановив единство между ними.  

Икона св. Иоанна Крестителя исцеляет по просьбе молящихся от разных недуг, в том числе и от онкологических заболеваний и от безплодия. Только обращаться нужно не к самой иконе, а через икону к Богу, испрашивая при поддержку у самого Предтечи. Это как если бы вы пришли к другу своему и попросили у него помощи. И друг окажет посильную помощь по вашей просьбе. От того, как просите - то и дается.

Но и это еще не все. Ниже храма, в низинке где расположены недостроенные отцом Гавриилом (+2015) помещения, находится источник с купелью.

Когда-то здесь бил чудотворный источник, возле которого стоял храм Пресвятой Богородицы и была купель. В настоящее время воду из источника можно набрать в колодце, где есть и ведро и лейки и кружка. Вкус у воды такой, что когда пьешь ее, через какое-то время снова хочется пить, что бы почувствовать ее сладость во рту. И хотя особой потребности в воде не испытываешь, все же нет-нет да и сделаешь пару-тройку глотков снова.

Мечтал этот храм восстановить старец отец Гавриил, который прибыл в скит св. Луки с одного из западноукраинских православных монастырей. Пришлось мне как-то случайно встретиться с одним его учеником, отцом Сергием, на горе Божьей что между Кременцом и Почаевом. Необычная случилась встреча, разговорились и оказалось что знаем отца Гавриила оба - меня старец благословил на мой путь, а его - на отшельничество на Божью гору. Там и встретились. 

По разному воспринимали люди старца, многим с кем я приезжал к нему, потом приходилось разъяснять что он имел в виду. Говорил он всегда иносказательно, выдумывая разные истории словно сказки из жизней святых, но всегда точно и верно говорил человеку с чем тот пожаловал и что ему нужно изменить в себе. жаль, не все и не всегда понимали его, а некоторые даже агрессивно относились к нему всего лишь потому, что он, как зеркало, отражал их действительность и обнажал то, что они сами от себя сокрыли так глубоко, что самим не отыскать.

Вот и приезжали к отцу Гавриилу люди отовсюду за советом, а потом уезжали в недоумении, как полученный совет применить в жизни, ведь весь уклад жизни для этого следовало менять. И что бы облегчить их жизненный путь, отправлял старец пришлых людей к купели, где они хоть ноги должны были омыть свои, что бы исцелиться и физически и душевно и духовно.

И по сей день все, кто приезжает в Лаки, идут к купели источника и омывают ступни ног, руки и лицо, а потом уже и воду пьют и с собой ее берут как целебное средство от многих болезней. 

Так что и вам советую последовать последней воле ныне отошедшего уже к Господу отца Гавриила и омыться водой из источника. Не стоит волноваться, если в теплое время года вода в купели будет зеленоватого цвета. Это цвет ивы осыпается в воду и придает ей такой оттенок.

Наберите просто ведро воды из колодца и опрокиньте его на себя (предварительно раздевшись) или хотя бы просто омойте ноги, руки и лицо водой из источника. Уж точно, хуже не будет. И помяните отца Гавриила, испросив его молитв за вас и ваших близких: "Святый отче Гаврииле, моли Бога о нас. Аминь."

СТОИМОСТЬ И ОПИСАНИЕ ВСЕХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ
+7-978-8543956 (viber), +7-978-9354573, +7-978-1002819 
e-mail: 26206@list.ru, skype: Stalkrim
РУСЛАН СТОЙЧЕВ

   

 
 
Ну, и напоследок все же вернемся к значению символа птицы. В византийской традиции птицы означают различные качества и свойства Божьи. Следует сразу же оговориться, что птицы пришли в христианство из более ранних религий Эллады и Египта. Рассмотрим же какие виды птиц изображены в храме и чему они соответствуют. Здесь выложены 16 изображений, 10 из которых парные, а журавль, пеликан и цапля и орел - одиночные. Но всех их объединяет то, что они символичны с Фениксом - птицей, олицетворяющей возрождение и трансформацию.
 
ЖУРАВЛЬ (греч. geranos; лат. grus) в Древнем Египте близкую породу птиц этого семейства называли ибисом.
 
В Китае журавля почитали наравне с Фениксом. Считали, что журавль живет более тысячи лет и "постоянно проявляет странный интерес к человеческим делам". Поэтому журавль - символ долголетия, посланник богов, посредник между небом и землей. Он уносит души умерших на Запад. В китайской мифологической традиции журавли переносят по воздуху ангелов, сопровождают умерших.
 
В традиционном искусстве Китая и Японии журавлей изображают рядом с другим символом долголетия — сосной, кипарисом, хризантемой. В надгробиях этих птиц представляют с распростертыми  крыльями, как бы осеняющими душу умершего.
 
Журавль также — солнечный символ. Вышивки на одеждах с изображением белых, синих, желтых журавлей означают пожелание счастья, долголетия, преуспевания в делах.
 
Прилет журавлей возвещает  весну, поэтому журавль — атрибут богини земледелия Деметры. Как истребитель змей и солнечный знак — атрибут бога Аполлона. В западноевропейской иконографии XVII—XVIII вв. журавль, по аналогии с аистом, - олицетворение бдительности. Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. В христианстве журавль символ доброй жизни, верности, аскетизма.
 
ЧИБИС - это сама беззаботность, веселость, легкость и изобретательность. Талисманом часто становилась фигурка птички.
 
Считается что она поможет и в беде, и в радости. Если некоторое время подержать фигурку в руках, любая беда покажется нестрашной. А в радостные минуты жизни талисман удержит от совершения глупых и необдуманных поступков.
 
ФАЗАН (ср.-верх.-нем. fasan из лат. phasiana avis - "фасидская, вещая птица" от греч. phasianos - "птица с р. Фасис"). 
 
В Древнем Китае особенно почитали красных и желтых фазанов, золотых и серебристых. Причем фазана отождествляли с мифической птицей Фениксом, приписывая их изображениям общую символику. Поэтому и европейцы, познакомившись с изображениями фазанов на китайских шёлковых тканях и на изделиях из фарфора называли их "фениксами", хотя сами китайцы изображали этих птиц по-разному.
 
Пара танцующих фазанов в традиционном искусстве Китая означает гармонию любви, слияния двух начал природы - мужского и женского. Одна птица символизирует мужское начало - Ян. Изображение фазана является одной из двенадцати регалий китайского императора.
 
Фазан - символ пожелания добра, благополучия в семейной жизни.
 
ПАВЛИН (через ср.-ниж.-нем. Pawelûn, сближ. с франц. Pavillon, потому что павлин распускает свой хвост подобно шатру) - птица семейства фазановых (лат. Pavo cristatus - "Павлин с хохолком").
 
Мифопоэтический образ павлина, основанный на внешних особенностях этой птицы (форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает широкий спектр астральной символики - от космоса в его полноте и звёздного неба до лунного и солнечного круга. 
 
Павлин считается эмблемой роскоши и величия царской власти; павлин с  нимбом - христианская эмблема Воскресения.
 
На Руси эту птицу называли паунь. Самка павлина - пава (из лат. Pavo, через греч., от др.-инд. taos). Самцы этой птицы имеют роскошный, с радужными переливами хвост. С обликом павлина связывают происхождение Жар-птицы, сказочного образа славянской мифологии.
 
В древней Индии, откуда эта птица происходит, из-за сказочного оперения хвоста павлина почитали в качестве символа Солнца.
 
Через Вавилонию,  Персию, Анатолию павлинов привозили в Грецию, где павлин стал атрибутом и священной птицей в храме Геры, супруги Зевса. В Древней Греции «звёзды» («глазки»), усеивающие павлиний хвост, назывались очами Аргоса, которые по приказанию Геры, чьей птицей является Павлин, должны следить за лунной коровой Ио.
 
В Древнем Риме с II в. до н. э. павлин - атрибут богини  Юноны, охранительницы семьи и домашнего очага. Павлин - символ весны, любви и бессмертия, однако древние римляне употребляли павлинов в пищу.
 
Многих божеств древней Индии изображали скачущими верхом на павлинах. Брахма ездит не только на лебеде, но и на павлине. Верхом на павлине представляли Лакшми, бога любви Каму (олицетворение эротики), богиню  мудрости, музыки и поэзии Сарасвати и Картикейю, божество войны. Бог Индра восседает на "павлиньем троне". Солярная символика Павлина характерна так-же для мифологий Индии и юго-восточной Азии.
 
В Исламе павлин — символ Солнца и Луны.
 
В Китай павлинов завезли с Малайского архипелага. Начиная с периода Мин (1368—1644) павлина считали символом "красоты и достоинства", знаком удачной карьеры — перьями из павлиньего хвоста важные государственные чиновники украшали свои головные уборы. В зависимости от полученных наград чиновники имели право на павлинье перо с одним, двумя или тремя "глазами". Считали также, что павлин танцует при виде красивых женщин. С павлином изображали богиню Си Ванму. Существовал обычай, согласно которому жених, чтобы получить невесту в жены, должен был попасть на бегу стрелой в мишень из "павлиньего глаза". Такой обычай ввела дочь военачальника Ту в 562 г. н. э. Позднее павлиновразводили в садах при императорских дворцах.
 
 
В западноевропейском Средневековье павлина считали истребителем змей, а переливающиеся краски хвостового оперения приписывали его способности превращать змеиный яд в солнечную энергию. С образом Павлина часто связываются мотивы созерцания, любования, взгляда (в средневековых «Бестиариях» Павлина именуется «стооким»); в то же время некоторые европейские поверья, ассоциирующие, вероятно, «глазки», усеивающие павлиний хвост, с «дурным глазом» («сглазом»), связывают образ Павлина с несчастьем, бесплодием и т. п.
 
В искусстве Древней Месопотамии встречаются изображения двух павлинов, пьющих из чаши. Подобные композиции рассматривают в качестве символа ритуального действия — приобщения к бессмертию. Поэтому аналогичные изображения получили распространение в раннехристианском и византийском искусстве, где чаша стала означать Евхаристию — Святое причастие, источник вечной жизни души. Тело павлина считали нетленным, смену оперения хвоста весной рассматривали как символ обновления и воскресения. Даже Херувимов изображали с крыльями из павлиньих перьев. Павлинов можно видеть на картинах, представляющих сцену  Рождества Христова, и в композиции вертепов. Перо павлина, символ вечной жизни, — атрибут Св. Варвары великомученицы.
 
В символике алхимиков изображение павлина в кукурбите означает "цветовую гамму" алхимических превращений. В то же время павлин олицетворяет роскошь, тщеславие, надменность. Отсюда выражение "распустить свой хвост".
 
В сценах "Несения креста" рядом с Иисусом, идущим на Голгофу, художники иногда изображают павлина, что означает искупление Христом людского греха тщеславия. Если же павлин изображен с нимбом вокруг головы, он символизирует Воскресение. Именно в этом значении образ павлина используют в качестве геральдической фигуры.
 
В ираносуфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение в чудесном зеркале, отчего павлин, потрясённый величием увиденного, пролил капельки пота, из которых произошли все остальные существа.
 
В Древнем Египте павлин считался символом Гелиополиса — города, в котором находился храм Солнца. Продолжением солярной темы являются и связанные с павлином в различных традициях мотивы изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; весьма широко распространены изображения павлина у райского древа жизни, а также двух павлинов по сторонам мирового древа, что, в частности, можно со-поставить с образом Малакитауза в езидской мифологии, который обозначает, в частности, начало, превосходящее первичный дуализм, и чьим символом был Павлин).
 
 
 
ПЕЛИКАН (франц. Pélican, от лат. Pelicanus из греч. Pelekanos — "топорообразный", "молотконосый") - род водоплавающих птиц с длинным, плоским клювом, имеющим крючкообразное окончание (отсюда название).
 
Пеликаны питаются рыбой и пойманную рыбу они хранят в особом гортанном мешке под нижней челюстью. Когда взрослые пеликаны приносят добычу своим птенцам, они наклоняют клюв к груди, чтобы детенышам было легче доставать рыбу. Этот прием ошибочно истолковали в античности. Так, в Древнем Риме существовало поверье, что птицы-родители разрывают себе клювом грудь, дабы накормить птенцов собственным мясом и напоить их своей кровью.
 
В раннехристианских бестиариях излагается легенда о том, что мать так сильно ласкает птенцов своим клювом и когтями, что нечаянно умерщвляет их. Тогда появляется отец, раздирает клювом себе грудь и собственной кровью воскрешает птенцов. Близкий смысл имеет фраза царя Давида: "Я уподобился пеликану в пустыне" (Пс. 101:7). Данте Алигьери в "Божественной комедии" называет Христа "nostro Pelicano" (итал., "наш Пеликан"; Рай, XXV, 113).
 
В тексте "Физиолога" можно найти объяснение:
"Взойдя на крестное древо, Спаситель, пронзив бок Свой, источил кровь и воду для спасения и жизни вечной".
 
Кровь Христа приобщает к спасению в таинстве Евхаристии, вода — очищает в Крещении. В бестиариях эпохи Итальянского Возрождения , усиливая сравнение пеликана с  символом Искупления, добавляли, что птенцов умерщвляет змей, а отец оживляет их своей кровью на третий день после смерти.
 
В символике алхимиков встречаются изображения реторты, напоминающей силуэт пеликана. Рыцари "Розы и креста" именовались в Средневековье "рыцарями Пеликана". Пеликанов с птенцами изображали на церковных дарохранительницах.
 
ФЛАМИНГО отличается удивительно изящной окраской, от самой простой - белой, до изумительной тёмно-розовой. Люди с древнейших времен считали фламинго сказочной птицей, существом из несбыточной и прекрасной мечты. В природе не много найдётся столь красивых зрелищ, как одновременный взлет полумиллионной стаи фламинго. 
 
Слово «фламинго» происходит от латинского «фламма» – пламя . 
 
Phoenicopterus – латинское название фламинго, что означает «пурпурное крыло». Считается, что фламинго стали прообразом краснокрылого феникса, древнего символа преображения и возрождения. По легенде в конце своей жизни феникс сгорал в огне, а потом возрождался из пепла. 

ФЛАМИНГО - символ исполнения самых сокровенных желаний, символ красоты и изящества. В Древнем Египте, фламинго были символами солнца. Египтяне верили, что фламинго представлял бога солнца Ра.
 
В одной из многочисленных легенд, посвященной этой птице, рассказывается о том, как фламинго, сжалившись над людьми, умирающими в неурожайный год от голода, выклевывал из своего тела кусочки мяса и кормил несчастных. Кровь текла по перьям, окрашивая их в розовый цвет. А чтобы потомки тех, кто был спасен этой птицей, не забывали об этом, оперение фламинго всегда будет иметь такой оттенок. 
 
ЦАПЛЯ (возм. от цапать, чапать - "хватать") - птица отряда голенастых, родственна аисту, журавлю. Обитает по берегам водоемов.
 
В античности цапля - священная птица бога морей Посейдона, ее появление считали благоприятным знаком. Символизирует "бдительность" и  "спокойствие" .
 
В древнем Китае белую цаплю сопоставляли с чёрной вороной и образовывалиэмблему двойственности природы, Ян и Инь, солнечного и лунного начал, света и тьмы, "серьезного и болтливого человека". Цаплю изображали вместе с цветком лотоса, в этом случае композиция символизировала "восхождение".
 
В средневековых бестиариях образ цапли толкуют в качестве символа"избранных душ", поскольку цапли летают высоко над облаками; белая цапля - символ невинности, серая — покаяния.
 
В христианском "Физиологе" утверждается, что эта птица "одно жилище и одну обитель имеет... где поселится, там и питается и спит". Поэтому цапля - символ истинного христианина, который "не ищет мест еретических", у него "одна пища, один хлеб" — его Церковь.
 

ОРЁЛ (др.-русск. орьлъ, родств. праслав. оrьlъ: др.-прусск. arelie, греч. aetos) - птица, которая, согласно поверьям, летает выше других птиц, поднимается к самому Солнцу, может не мигая смотреть на него и даже соединиться со светилом. Поэтому в древних культурах орел олицетворял стихию воздуха и был солярным (солнечным) знаком.

Орел, орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных - символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира.

Типологически наиболее ранний этап культа Орла отражён в тех мифологиях, где Орел выступает в качестве самостоятельного персонажа (первоначально, вероятно,— тотемистического происхождения).

Свидетельства обожествления Орла в качестве особого предмета культа (Казг, «Орел-бог») известны в древней центральной и северной Аравии. Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у Орла объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного Орла Анзу (АНЗУД) должны одолеть сражающиеся с ним боги. 

В Древнем  Египте орел символизировал Солнце, огонь, воздух, ветер и скорость.

В Месопотамии посланником небес, посредником между небом и землей считали львиноголового орла Анзу (аккадск. Anzud - "Буря-Ветер"). Согласно мифу, божество войны Нинурта отнимает у птицы Анзу "таблицы судеб", похищенные у бога Энлиля. Поэтому символом Нинурты также является орел.

В Древней Месопотамии Орел был символом божества войны шумерской Нинурты (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (изображение Зевса в виде Орел на Крите), в Риме - Юпитера. 

В Древней Греции орел олицетворял силу, верховную власть, поэтому он стал атрибутом Зевса, верховного божества и громовержца (отсюда вера в то, что в орла никогда не попадает молния). Как и Гермеса, орла почитали вестником богов.

Подобно птице фениксу, орел мог омолаживаться: подлетая к солнцу, он сжигал свои крылья, а затем падал камнем вниз и троекратно погружался в воду, чтобы родиться заново. Этой легендой объясняются изображения орлов на христианских купелях для крещения и на капителях средневековых храмов. 

Древние римляне изображали орла с молниями в когтях - "громовыми стрелами" в качестве атрибута Юпитера, бога неба, света и грозы. Со времени консульства Гая Мария (104 г. до н. э.) орел (лат. aquila) стал воинским знаком римских легионов. После кончины царей во время сожжения их тел в небо выпускали орла, что символизировало восхождение души в божественные сферы. Одна из легенд рассказывает, как Александр Македонский достиг неба в корзине, несомой двумя орлами. Здесь отражена роль орла как хозяина небес, о том, как Александр Македонский хотел взойти на небо, но орел не пустил его туда.

Древние шумеры, а затем греки и римляне видели в одном из созвездий экваториальной части неба контуры этой птицы. От латинского слова aquila ("орел") произвели aquilo ("северный, северный ветер") и aquilus ("темный, темно-коричневый"), а также aqua ("вода"). Связь орла с олицетворениями вод и водных потоков подтверждается кельтским названием птицы erlaf, которое в древности было топонимом многих рек.

Изображение орла в качестве символа неба встречается в древнеамериканском искусстве.  В древнекитайской мифологии с созвездием орла связан герой Ню Лан. На орле летает Будда. В скандинавской мифологии орел — атрибут верховного божества Одина.

Орел является благоприятным знаком, знамением богов. Согласно легендам, эта птица появилась в небе при основании Рима. После падения Трои орел сопровождал путешествие Энея в Италию, с востока на запад, "вслед звездам". Затем, по преданию,орел двести с лишним лет пребывал на краю Европы, а когда император Константин Великий в 330 г. н. э. основал Константинополь, столицу Византийской империи, божественная птица совершила обратный перелет, с запада на восток, против видимого движения звезд, чтобы осенить деяние императора. Эта легенда ожила в строках "Божественной комедии" Данте:

С тех пор как взмыл, послушный Константину,
Орел противу звезд, которым вслед
Он встарь парил за тем, кто взял Лавину,
Господня птица двести с лишним лет
На рубеже Европы пребывала,
Близ гор, с которых облетела свет;
И тень священных крыл распростирала
На мир, который был во власть ей дан...
(Рай. VI, 1—8) Перевод М. Лозинского

В последующих главах Данте излагает аллегорический смысл происхождения геральдического имперского орла. В истории искусства происхождение необычной птицы с двумя головами объясняется принципом симметрии в изображении объемных форм на плоскости и только во вторую очередь связывается с имперской символикой. Среди геральдических изображений встречаются и одноглавые, и двуглавые орлы. Византийской императорской  эмблемой и позднее гербом Москвы как Третьего Рима стал двуглавый орел. С 1433 г. двуглавый орел был гербом императоров Священной Римской империи. После распада империи в 1806 г. на гербе Австрии появился одноглавый орел в короне из трех башен, в одной лапе у орла молот, в другой - серп и разорванные цепи. С 1804 г. "римский" орел изображался на штандартах императора Наполеона Бонапарта, и французские знамена стали именовать орлами. Происхождение геральдических орлов, символизирующих силу, власть, зоркость, смелость, связывают с древними восточными представлениями о "славе Божьей".

Орел, явленный пророку Иезекиилю, является символом евангелиста Иоанна и одним из «четырёх апокалиптических зверей», а в светской эмблематике — атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств), гордыни,  воплощением божественного откровения, слова, полета мысли.
В христианской иконографии происходило постепенное примирение древней языческой символики с новыми нравственными и религиозными идеями.

Полет орла стали рассматривать как символ Вознесения Христа, поединок орла со змеем или драконом - символ борьбы Христа и антихриста. В христианском"Физиологе" дается новая трактовка легенды об омоложении орла от солнца и воды. При этом греческое название птицы aetos производится от aei - "всегда, вечно". Далее говорится:

"Найди мысленный источник - Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: „Меня покинули, источник воды живой“, и поднимись на высоту солнца правды, Иисуса Христа... и погрузись трижды в вечный источник, во имя Отца, Сына и Святого Духа... И исполнится на тебе пророчество Давида: „Обновится, как у орла, юность твоя“".

Согласно этой аллегории в средневековом, и в частности в византийском искусстве, помимо императорских двуглавых орлов изображали одноглавых в качестве символа триумфа веры, духа над плотской природой человека. Иногда подобные изображения сопровождаются девизом: «Solinvictus" (лат., "Солнце непобедимое").

Орёл — особо почитаемая, божья птица, царь птиц и владыка небес. Большинство мотивов, связанных с орлом в народной традиции, имеет книжное происхождение. Орла считают старшим и главным среди птиц. В белорусской загадке орел наделен царскими и божественными атрибутами: «Под дубом райским, под крыжом царским два орлы орлують, одно яйцо балують» (Крещение). В песенных текстах орел как царь и хозяин устраивает свадьбу птиц. Согласно поверью, все орлы происходят от царей.

Орел связан с небесными стихиями и управляет ими. У южных славян распространено поверье об орле как предводителе градовых туч. Он борется с тучей, отводит ее от полей и спасает урожай. Поэтому убивать орла запрещено, а нарушившему этот запрет грозят страшные кары. Родственна этим представлениям русская загадка о туче: «Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала». В заговоре орел изображается мечущим молнию: «Летел орел из Хвалынского моря... кинул громову стрелу во сыру землю». Поверье приписывает орлам способность посещать небесный мир.

Еще одно мифологическое свойство орла — его необыкновенное долголетие. Он живет дольше всех птиц и обладает способностью омоложения: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость.

Категория: МЕСТА СИЛЫ В КРЫМУ | Просмотров: 19289 | Добавил: aluston | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Лаки — древнее греческое село, основанное в раннем средневековье потомками алан, смешавшихся с остатками коренного населения. Результаты археологических раскопок датируют следы двух поселений VI—VII век ами, в округе села — остатки свыше десятка церквей. Из более-менее сохранившихся — храм Троицы начала XV века и другой, более ранний, на кладбище у которого обнаружено надгробье с датой — 1362 год (остальные церкви видны только по результатам археологических раскопов).

Документов, содержащих сведения о Лаках в период Крымского ханства пока не найдено, только в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года, составленной уже после объявления независимости ханства от Османской империи в 1774 году, имеется запись о выведенных из Лак 406 греках и 6 священниках.

После этого деревня, видимо, пустовала, хотя имеется документ о строительстве в селе в 1794 году каменной церкви св. Луки, а в 1796 году землю деревни выделили греческим офицерам из отряда Мавромихали, вывезенных в Крым Алексеем Орловым после Первой Архипелагской экспедиции, только в начале XIX века стало появляться постоянное население.

В 1842 году Греческие Лаки Богатырской волости Ялтинского уезда обозначены условным знаком «менее 5 дворов». В Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года, составленным по результатам VIII ревизии, в греческой деревне Лаки записан 31 двор, 169 жителей и православная церковь (на военной карте 1865 года в Лаках 27 дворов). В Памятной книге Таврической губернии 1889 г, составленной по результатам X ревизии 1887 года, в деревне 58 дворов и 280 жителей, а на подробной карте 1890 года 25 дворов с греческим населением. В 1904 году на месте старого обветшавшего храма св. Евангелиста Луки был построен новый, стоящий по сей день. Согласно «Статистическому справочнику Таврической губернии, ч.1., Статистический очерк Таврической губернии, часть II, Выпуск восьмой… за 1915 год» у села Лаки находились имения болгар Стойко и Христофорова.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]