+7 (978) 854-39-56 (Viber), skype: Stalkrim   Вторник, 06.12.2016, 16:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Места Силы в Крыму: День Рождения

Авторский проект Руслана Стойчева
+7(978)8543956 (viber), +7(978)9354573, 26206@list.ru, skype: Stalkrim


отключить рекламу - кликните слева на баннере #CLOSE# или зарегистрируйтесь

О ПРОЕКТЕ


     
СЕВАСТОПОЛЬ


КРЫМ: МЕСТА СИЛЫ
 
МЕГАЛИТЫ КРЫМА

УКРАИНА

ЕВРАЗИЯ


ДРУГИЕ
НАШИ САЙТЫ

ПРИГЛАШЕНИЕ
прогулки и проживание


МИСТЕРИЯ ЕДИНОГО
загадки родовых программ


ДеНь  РоЖдЕнИя
акция без срока и оплаты


нетрадиционные методы

дом художника Лыкова

Календарь
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Analysis Рейтинг@Mail.ru
    Главная » 2015 » Декабрь » 30 » "Крестовый камень" Тиверска - мнения и гипотезы
    15:06
    "Крестовый камень" Тиверска - мнения и гипотезы
    1. Жертвенный камень с чашечками и крестом.
    2. Надпись на Варашевом камне.
    3. Крест на жертвенном камне в районе Терву.
    4. Камень с рунами с о. Голодный.
    5. Жертвенный камень с чашечками.
    6. Камень с карельским клеймом в районе Лапинлахти.

    На территории Тиверского городка находится камень с изображением креста в круге. Это не единственный камень такого рода. А.С. Казимирчак и А.Б. Громов попросили поделится информацией известного краеведа из поселка Куркийоки Игоря Петрова. Ниже публикуется любезно присланная им статья.

     

    Игорь Петров

    О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья.

    Около 10-12 тысяч лет назад огромный ледник освободил северный берег Ладожского озера. После ледника осталось множество камней - валунов. Ледник оторвал эти камни от горных хребтов далеко на севере, обкатал их, выгладил и разложил на полях и равнинах Карельского перешейка.

     

    Когда в эти места пришли люди, они не могли понять, откуда на ровном месте возник огромный валун. Часто эти валуны бывают причудливой формы и расцветки. Тогда у людей возникла вера, что эти камни имеют душу. Появилось поклонение камням. Им стали приносить жертвы. Сейчас такие камни принято называть жертвенными камнями.

     

    Камням поклонялись первые обитатели этих мест - саамы. Камням поклонялись и сменившие их карелы. Вот, что пишет об этом в 1534 г. архиепископ новгородский Макарий:"Здесь мне сказывали, что деи в ваших местех многие христиане, с женами и с детми своими, заблудили от истинныя христианскиа православныя веры: о церкве деи Божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом, на покаянье не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю".

    У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. Часто этот камень трудно определить на местности, и судить о них мы можем только по сохранившимся рассказам. О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет:"В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений".

     

    Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска. Почти все - это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 - 8 чашечек, но есть и камень с 24. Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. Известно огромное число таких камней в Эстонии, где, по видимому находится их родина. Там они появляются еще в 3-6 вв н. э. Затем, вместе с переселенцами , эти камни появляются в Финляндии. Это происходит в 7-9 вв. А в 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Ограниченное их распространение, в основном неподалеку от Вуоксы, говорит о небольшом количестве таких переселенцев.

     

    Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка.

     

    Еще одна интересная группа камней - камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В вышеприведенной грамоте архиепископа Макария говориться:"И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи". Вероятно жертвенные камни было трудно уничтожить и Илья просто высекал на них кресты.

     

    Известный финский археолог Пирьо Уийно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень.

     

    Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например,"конь-камень" на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня.

     

    Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания собранных Т. Швиндтом говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви ("Корыто-камень"), Сатулакиви ("Седло-камень") и Аканкиви ("Бабий камень").

     

    Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки.

     

    Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый "Солнечный камень" неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством:"От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее : Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море". Вот что пишет об этом камне И. П. Шаскольский:"После р. Саи в договоре упоминается "Солнечный камень". Предполагается, что это огромный гранитный валун, находившийся вблизи северного берега р. Вуоксы, в полумиле к северу от мыса Нойсниеми; в этом месте Вуокса делает крутой поворот на север. В работах Итконена и Кяхенена опубликована фотография валуна; по сведениям Кяхенена, валун в 1930 гг. был переработан в стройматериалы. В XIV в. валун стоял на берегу Вуоксы, теперь русло реки отошло в сторону".

    Граница 1323 г. и карельские погосты отошедшие к Швеции.

    Из книги: И.П.Шаскольский, Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII - начало XIV вв.Петрозаводск, 1987.

    ...От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее … Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море...
    7. "Камень-седло", вблизи которого спрятан монастырский клад.

    Об использовании камней в качестве межевых знаков говориться и в документах межевой комиссии, которая проводила границу между шведским и русским государством в 1595 г.:"граница проводилась, начиная с морского острова Ретунсаари (о-в Котлин) до устья р. Сестры, а оттуда по этой реке вверх до ее истоков и по водным рубежам (р. Сайя и Вуокса) и по приметным рубежам (крупные валуны и вековые сосны), отмеченным особыми знаками (короны, кресты), вплоть до последнего приметного пункта Варпавуори".

     

    Еще один знаменитый камень"Варашев камень"находится неподалеку от п. Салми и отмечал границу между Швецией и Россией 1617 г. На этом камне до наших дней сохранилась надпись и высеченный крест.

     

    Можно еще упомянуть, что на камнях любили высекать надписи шведские викинги. Одну из таких надписей недавно нашел на маленьком о. Голодный, неподалеку от о. Валаам финский путешественник Юха Таскинен.


    источник

     

    ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ и ИМИДЖ-ТЕРАПИЯ
    +7 978 8543956, +7 978 9354573, +7 978 1002819 
    e-mail: 26206@list.ru, skype: Stalkrim

    РУСЛАН СТОЙЧЕВ

    Просмотров: 347 | Добавил: aluston | Теги: священные камни | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]