Четверг, 19.07.2018, 17:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Гармония Единого и места Силы в Крыму
Программа имидж-терапии с Русланом Стойчевым
viber, whatsapp, telegram: +7(978)8543956, +7(978)1002819, 26206@list.ru

Программы проекта

Места Силы в Крыму
Вход на сайт
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Ее древнейшие обитатели

ТАЙНЫ ГОРНОГО КРЫМА

Вступление

I. ПРЕДАНИЯ И БЫЛЬ ГОРНОЙ ТАВРИКИ (Историко-культурный очерк)

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас — киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия — Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.[7]

Согласно рассказу "отца истории", киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы — родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.[8] Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров.

Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер — Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, — в предгорьях, в то же время — с начала I тыс. до н. э. по III–II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия — так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд — первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые — в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.[9]

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А. А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III — первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III — начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.[10]

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений — каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры — подлинные наследники мегалитической традиции — воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.[11]

Примечания

7. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. — Л.: Наука, 1972. — Кн. IV, 12.

8. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. — М… 1981. — с. 105.

9. Щецинский А.А. Красные пещеры. — Симферополь, 1983. — с. 50.

10. Лесков А.М. Указ. соч. — с. 25.

11. Щепинский А.А. Указ. соч. — с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура — киммерийцы — кизилкобинцы» и «кемиобинцы — тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Продолжение

II. БАХЧИСАРАЙ — ГОРОД САДОВ

III. ЧУФУТ-КАЛЕ И УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

V. КНЯЖЕСТВО ФЕОДОРО И ЕГО СТОЛИЦА

VI. ЭСКИ-КЕРМЕН И КЫЗ-КУЛЕ

VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ

VIII. В СТРАНЕ ДОРИ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ